+ Увеличить шрифт    - Уменьшить шрифт

Обращение участников круглого стола по проблемам ресоциализации бывших осужденных и бездомных.

4 мая 2010 15:15 | Пресс-служба Псковского ОК КПРФ

    В систему УФСИН по Псковской области входит 2 следственных изолятора, 2 исправительных учреждения общего и 3 исправительных учреждения строгого режима, 1 воспитательная колония. Последние годы в учреждениях одновременно отбывает наказание около 6 000 осужденных. Ежегодно освобождается более 2 000 человек, практически столько же отправляется в места лишения свободы. Основная причина – невозможность адаптироваться на свободе.

    Число лиц совершивших преступления проживающих на территории Псковской области:

        в 2007 г. – 7 320, из них не имели постоянного источника дохода – 4 569,

        в 2008 г. – 6 771, из них не имели постоянного источника дохода – 4 202,

        в 2009 г. – 6 253, из них не имели постоянного источника дохода – 4 111.

    На фоне снижения общего количества зарегистрированных преступлений за 2009 год , отмечается рост числа лиц, в действиях которых судом признан рецидив почти на 40%, особо опасный рецидив на 37%)

    Для осужденных, отбывших длительные сроки наказания и потерявших социальные связи на свободе, вопрос о возвращении в места лишения свободы решается однозначно в пользу возвращения, как единственного способа сохранить себе жизнь.

    С января 2007 по декабрь 2009 в области от переохлаждения погибло 518 человек. Основное количество из этого числа те, кто потерял жилье в связи с отбыванием сроков наказания.

    Для тех, кто длительное время находился вне общества, был оторван от информационного поля, жизнь становится страшнее тюрьмы или даже смерти. Ежегодно на территории области более двухсот человек заканчивают жизнь самоубийством.

    Из освободившихся в 2009 году 149 человек были больны ВИЧ/СПИД,  197 – туберкулезом, 158 – гепатитом, 211 – наркозависимые. А это значит, что все они нуждались и нуждаются в особых программах реабилитации, а прежде всего в информации о своих правах и законных путях их достижения. В противном случае в ряде ситуаций эти люди могут стать опасными для общества.

    По данным прокуратуры области на конец 2009 года в исправительных учреждениях области без учета следственных изоляторов находилось 550 больных гепатитом B и C, 311 ВИЧ-инфицированных (16 из них больны еще и туберкулезом), 108 туберкулезных больных.

    Примерно 15% отбывающих наказания не имеют жилья вообще. Возвращение к прежнему месту жительства подавляющего большинства родственники считают нежелательным. Отсутствие жилья осужденные, готовящиеся к освобождению, как правило, скрывают, так как это может послужить основанием для отказа суда в условно-досрочном освобождении.

    Покидая стены учреждения, бывший осужденный сталкивается с массой неразрешимых для него проблем, в том числе и созданных противоречиями в законодательстве РФ. Для многих день освобождения становится началом еще более страшного наказания, чем приговор суда – это наказание нищетой и бездомностью и неизлечимыми в условиях его существования болезнями.

    Несоблюдение права на труд во время  лишения свободы приводит к тому, что уже в первый же день нахождения за воротами учреждения УФСИН большинство бывших осужденных попадают в категорию лиц БОМЖ..  Теоретически, освободившийся может обратиться за помощью на биржу труда, где ему в соответствии с пунктом 2 ст.5 Закона РФ (в редакции Федерального закона от 22 марта 1996 г. №36-ФЗ) «О занятости населения в РФ» гарантирована повышенная социально-правовая защита. Но учреждения УФСИН в нарушение действующего законодательства о труде, даже тем, кто имел работу, вместо трудовой книжки выдают справку, которая для биржи труда не является документом, к чему-либо обязывающим.

     Как длительное время неработающие, освободившиеся должны получать 800 рублей в месяц, которых не хватит даже на хлеб и воду, и направление на работу или профессиональную переподготовку. Однако и этого не происходит в отношении тех, кто не может получить регистрации. Таким образом, бывший осужденный из числа  имеющих право на повышенную социально-правовую защиту автоматически попадает в категорию самой дискриминируемой части населения – лиц без определенного места жительства. В результате из 2 000 освободившихся за год услугами служб занятости воспользовались только 40 человек.

     При трудоустройстве работодатель требует свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, которого у бездомного нет. Документ о воинском учете, свидетельство государственного пенсионного страхования, необходимые при трудоустройстве, тоже выдаются по месту регистрации, а значит и их у бездомного быть не может. Таким образом, ст. 37 Конституции о праве на труд в отношении них не действует. Соответственно не действует и ст. 182 Уголовно-исполнительного кодекса, гарантирующая права освобождаемых осужденных на  трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.

    Ст. 33 Конституции РФ предусматривает право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Лицо без регистрации и места жительства лишено этого права, так как указание адреса места жительства заявителя одно из условий обращения.

    122 закон разделил всех льготников на две категории: федеральных и «субъектных». Законы РФ предусматривают предоставление мер социальной защиты за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ только гражданам, зарегистрированным по месту жительства в этих субъектах РФ. Нормативными актами РФ предусмотрено, что государственные пенсии бездомным назначаются по месту фактического проживания. Понятие «фактического проживания» законодательством не определено, что предоставляет чиновникам возможность не согласиться с тем, что чердак или теплотрасса являются местом жительства. Таким образом, ст. 39 Конституции в отношении освободившихся бездомных тоже не действует.

    Не действует в отношении бездомных и ст. 41 Конституции, гарантирующая право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бездомные не имеют доступа к безопасной питьевой воде, возможности осуществления санитарно-гигиенических мероприятий (мытье рук, тела, стирка одежды и белья). Проблема получить полис ОМС, амбулаторного обслуживания.

    Подача заявлений для судебной защиты осуществляется по месту жительства. Таким образом, ст. 46 Конституции РФ, гарантирующая судебную защиту прав и свобод гражданина, в отношении лиц без регистрации не действует.

    В нарушении ст. 40 Конституции РФ законодательством не предусмотрен механизм постановки бездомных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, так как согласно действующим нормативам он осуществляется по месту жительства. Механизм предоставления бездомным гражданам жилых помещений по договорам социального найма в законодательстве отсутствует вообще.

    Бездомные, особенно лица, вернувшиеся после длительных сроков заключения, не в состоянии самостоятельно даже  частично восстановить свои гражданские права. Намеренное возвращение в места лишения свободы, диктуется неспособностью преодолеть поставленные государством и обществом барьеры на пути ресоциализации.

    Поддержка государства и общества в восстановлении конституционных прав лиц, оказавшихся в экстремальных ситуациях, комплексный подход к решению вопросов профилактики бездомности и безработицы среди бывших осужденных может не только существенно «разгрузить» места лишения свободы, но и значительно обезопасит жизнь простых граждан. Гораздо выгоднее и дешевле помочь в первые месяцы бывшему осужденному адаптироваться на свободе, чем годами содержать безработного преступника за решеткой. К тому же преступника, который после отбытия наказания сделает все, чтобы вернуться в места лишения свободы опять, потому что это его единственное место жительства.

    [i]В целях восстановления конституционных прав граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, комплексного решения вопросов профилактики бездомности и безработицы среди лиц отбывших наказание, участники круглого стола обращаются:

К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Антонову и В.С. Никитину с просьбой:
  • внести изменения  в законодательство Российской Федерации, где действующие нормы являются дискриминационными в отношении бывших осужденных и бездомных;
  • инициировать внесение дополнений в УИК,  дающих право и возможность получать в период отбывания наказания профессии, востребованные на рынке труда, в том числе право и возможность получать среднее специальное и высшее образование.
К Губернатору Псковской области А.А. Турчаку и Председателю Псковского областного Собрания депутатов Б.Г. Полозову с просьбой:
  • оказать учреждениям УФСИН Псковской области помощь в создании рабочих мест для осужденных;
  • решить вопрос об открытии реабилитационного центра для бывших осужденных в г. Пскове.

Просмотров: 1746
Рейтинг:
  • 0
 
Наверх