+ Увеличить шрифт    - Уменьшить шрифт

Выступление депутата Никитина В.С.

14 апреля 2009 10:12 | Пресс-служба Псковского ОК КПРФ

Выступление депутата Никитина В.С., председателя подкомитета по миграционной политике, на совместном заседании коллегии Федеральной миграционной службы России и Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы
по теме:
"О ходе выполнения Государственной Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и путях совершенствования её в современных условиях"
       Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками в ГД четвертого созыва настойчиво добивался принятия Государственной Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. С этой целью в ноябре 2005 года специально пригласили на заседание Комитета только что назначенного тогда на должность руководителя ФМСР генерала К.О. Ромадановского и его заместителя М.Л. Тюркина. В решении Комитета депутаты отметили, что поручения Президента РФ Путина о необходимости проведения всеми органами государственной власти согласованной политики в области миграции не соблюдается уже на стадии разработки основополагающих документов. депутаты профильных комитетов слабо привлекаются к работе над Программой. Комитет предложил провести в первом полугодии 2006 года парламентские слушания с обсуждением проекта госпрограммы, включить в рабочую группу по её разработке двух заместителей Председателя и обязательно учесть, что для долгосрочного стимулирования процессов добровольного переселения соотечественников необходим более глубокий и целостный программно-целевой подход с учетом цивилизационных особенностей России. Комитет особо отметил, что в первоочередном порядке необходимо решение всех накопившихся проблем уже переселившихся в Россию людей. Однако ни одно из наших предложений не было реализовано. Данная Программа была разработана и утверждена 22 июня 2006 года Указом Президента РФ без участия депутатов нашего Комитета и с теми изъянами об опасности которых мы предупреждали ещё в 2005 году.       Быстрота принятия Программы объясняется тем, что в апреле 2006 года Президент Путин впервые за шесть лет своего правления в Послании Федеральному Собранию объявил главной целью государства не построение демократии, а сбережение народа. Было признано, что демографический кризис стал фактом и необходимы срочные меры по его разрешению. Из трех критериев, определяющих демографическую ситуацию - смертности, рождаемости и миграции - увеличение миграции показалось самым быстрым способом решения демографической проблемы. Поэтому основной целью госпрограммы была определена "компенсация естественной убыли населения в стране в целом и её отдельных регионах". Масштабы количественных показателей Программы впечатляли. Планировалось принять: в 2007 году- 50 тысяч человек, в 2008 - 100 тысяч человек, в 2009 году - 150 тысяч человек. На реализацию Программы в условиях быстрого роста доходов государства было запланировано немало средств. В 2007 году - 4,6 млрд. рублей, в 2008 -5,7 млрд, рублей, в 2009 - 6,5 млрд. рублей. Однако сегодня мы констатируем, что за два с половиной года существования Программы вместо сотен тысяч соотечественников удалось переселить только десять тысяч. Поэтому закономерно возникают вопросы: что происходит, кто виноват и что делать. Конечно на такие результаты реализации Программы оказал влияние целый комплекс недостатков. Среди них: изъяны в Концепции, задержка в подготовке нормативных документов, их несовершенство и нарушения в правоприменительной практике. Я думаю, что приглашенные депутаты Государственной Думы и специалисты всесторонне раскроют эти проблемы и предложат пути их решения. Я хотел бы остановится на концептуальных, основополагающих вопросах.
     Программа создавалась как современный инструмент регулирования миграционных потоков с целью стабилизации численности населения и соединения потенциала российских соотечественников с потенциалом регионов. Но уже тогда депутаты нашего Комитета, общественные объединения соотечественников и переселенцев обратили внимание на существенные изъяны в Концепции Программы. Дело в том, что механизм реализации Программы явно не соответствовал сути и масштабам заявленной цели. Для достижения цели Программа должна была строится на триединстве экономической, социальной и гуманитарной составляющих, на оптимальном сочетании экономической целесообразности и социальной справедливости, на учете психологии российского народа. Ещё в 2006 году мы обращали внимание Президента, Правительства и ФМСР, что заявленная цель не может быть достигнута с помощью только рыночно - прагматического подхода к отбору участников Программы. Ведь главным критерием для получения свидетельства участника было определено наличие в пилотном регионе соответствующей трудовой вакансии. Нет вакансии - нет и права стать участником Программы. Таким образом, Концепция Программы изначально нацеливала на использование только трудового потенциала российских соотечественников и не учитывала его другие важнейшие составляющие - духовный и интеллектуальный потенциал, т.е. гуманитарную составляющую. Программа, к сожалению, не была рассчитана на укрепление духовного единства разделенного русского, российского народа и не создавала условия для воссоединения семей. Другим изъяном Программы было то, что она не сохраняла связь времен и поколений, т.е. разделяла переселенцев на старых и новых. С точки зрения социальной психологии начиная новую программу нужно было выполнить государственные и социальные гарантии в отношении ста тысяч вынужденных переселенцев, ставших на очередь еще в 90-х годах, но так и не получивших постоянного жилья в России. Возможно этот груз ответственности подтолкнул Правительство РФ в новой программе переложить всю ответственность за жилищное обустройство участников программы на органы власти принимающих регионов. На мой взгляд это было стратегической ошибкой. Не решив проблему "старых" переселенцев, наивно было надеяться на большой приток "новых". Недоверие к обещание Правительства стало существенным психологическим тормозом в осуществлении Программы. 
     Вышеперечисленные изъяны в Концепции в сочетании с недостатками в ходе её реализации, такими как: задержка в разработке и несовершенства нормативной базы, нарушения в правоприменительной практике и недостаточная эффективность организационно-финансовой системы управления, не позволили в ходе реализации достичь намеченных целей. Вместо запланированных сотен тысяч переселенных мы за 2 года имеем десять тысяч человек. Из них более половины не удовлетворены условиями жизни на новом месте. Парадокс в том, что денег на реализацию Программы было выделено достаточно и на этот феномен депутатам Госдумы и Правительству необходимо обратить особое внимание. (Всего на территорию РФ прибыло 9890 участников госпрограммы и членов их семей. Они размещены в 11-ти регионах страны, но половина из них приняла одна Калининградская область. Её руководство по серьёзному подошло к реализации Программы). Данная Программа к сожалению не показала себя эффективным инструментом в отношении заселения Сибири и Дальнего Востока России, которые находятся в самом критическом состоянии в демографическом отношении. 
     Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками ГД не молчал видя эти проблемы. Депутаты Комитета конструктивно работали с руководством ФМСР. В мае 2007 года мы совместно провели в Госдуме Круглый стол по проблемам государственной миграционной политики, в апреле 2008 года на заседании Комитета единогласно поддержали разумные предложения ФМСР о том, что проблему выполнения государственных социальных гарантий данных вынужденным переселенцам нужно обязательно решить до 2011 года, пока действует вся нормативная база Программы "Жилище". Для полного решения вопроса необходимо было выделить 33 млрд. рублей. Комитет направил обращение Президенту, Правительству, руководству Государственной Думы, но к сожалению, наши предложения не были приняты. А ведь в это время на счетах в Минфине лежали невостребованными большие суммы, выделенные на реализацию Программы добровольного переселения. Но поскольку эти деньги были предназначены для "новых" переселенцев, а не для "старых", они не были использованы для решения проблемы. В результате несмотря на наличие финансовых средств, проблема усугубилась - "старым" переселенцам жилья не дали, а "новые", глядя на это, не приехали. 
     Почему это происходит, и как исправить положение? Одной из причин того, что Программа не стала эффективным инструментом крупномасштабного управления миграционными потоками является несовершенство организационно-финансового механизма управления реализацией Программы. При его разработке нарушены важнейшие научные принципы управления. Не был создан единый федеральный орган, нацеленный на конечный результат и наделенный соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами, а главное правом оперативно распоряжаться ими для достижения цели. В соответствии с Указом Президента главным руководящим органом Программы является Межведомственная комиссия, которую до ноября 2008 года возглавлял помощник Президента Иванов. Её решения определялись обязательными для министерств и ведомств - участников реализации Программы. В 2007 году Комиссия работала активно, состоялось девять заседании. Но в 2008 эта активность упала. Прошло только два заседания. Затем произошла смена руководства Комиссии. Сейчас Комиссию возглавляет Министр регионального развития Виктор Федорович Басаргин. При таких не регулярных сборах главного руководящего органа основная тяжесть работы ложится на координатора Программы. Указом Президента им определена ФМСР. Но беда в том, что статус и полномочия ФМСР не позволяют ей на должном уровне выполнять функции координатора Программы. Указ Президента в части наделения ФМСР дополнительными полномочиями до сих пор в полном объеме не выполнен. Формально сейчас указания ФМСР не являются обязательными для министерств-участников Программы. Нет у ФМСР и финансового рычага управления. Ведь деньги на реализацию Программы не передаются координатору, а остаются на счетах Минфина. 
     В результате видимость деятельности по реализации Программы есть, а масштабных дел нет и не будет при таком подходе. В современных условиях появился хороший аргумент - кризис. Теперь те, кто создал такой изощренный механизм убийства в российских соотечественниках остатков доверия к своей исторической Родине, постараются ликвидировать эту Госпрограмму. Информационно - психологическая атака уже началась - заголовок статьи "Переселять некого и не на что" - это только начало.
     Я, как председатель подкомитета по миграционной политике, двенадцать лет занимаюсь этой проблемой и считаю, что не нужно бросаться в крайности. Необходимо не закрывать, а совершенствовать Программу. Как показала практика само появление этой Программы заставило Правительства стран СНГ проявить своё нежелание расставаться с трудовым потенциалом российских соотечественников. За два с половиной года реализации Программы выявлены проблемы её несовершенства. И уже коллективным разумом выработаны пути их решения. 
     Уверен, что главная задача депутатского корпуса разработать с учетом современных условий и сегодняшнего обсуждения законопроект об оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Это позволит официально поднять статус Программы и вывести её законодательно с межведомственного на федеральный уровень. Необходимо также исправить ошибки Госдумы, принявшей с подачи Администрации Президента, поправки, в части упрощенного порядка получения гражданства участниками Госпрограммы. Эти поправки не облегчили, а усугубили их положение. Сейчас необходимо исключить из части 7 статьи 14 ФЗ "О гражданстве РФ" требования к участникам Госпрограммы иметь регистрацию по месту жительства (т.е. постоянную), заменив на временную регистрацию (миграционный учет). В этом случае участники Госпрограммы действительно смогут получать гражданство в упрощенном порядке.
     В условиях кризиса целесообразно усилить гуманитарную составляющую Программы с учетом социально-психологического аспекта. Во-первых, следует восстановить справедливость по отношению к вынужденным переселенцам, перед которыми Правительство не выполнило государственных социальных гарантий. Во-вторых, предоставить возможность для участия в Программе тем соотечественникам, которые уже находятся на территории РФ, имеют работу, но не имеют гражданства РФ и места постоянного проживания. В-третьих, включить в число участников Госпрограммы тех соотечественников, кто готов переехать к родственникам и воссоединить семьи, а также самостоятельно решить жилищные проблемы. 
     Необходимо принять дополнительные меры по повышению привлекательности регионов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. В ФМСР есть свои предложения как это сделать. Целесообразно согласиться с ними. А ключевым вопросом считаю необходимость создания эффективной системы управления реализацией Программы. У координатора должны быть все полномочия для достижения конечной цели. Только тогда Программа действительно будет нацелена на оказание реальной помощи соотечественникам и укрепление могущества России.

Просмотров: 2344
Рейтинг:
  • 0
 
Наверх