Русский лад

Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
ПОИСТИНЕ КРАСНЫЙ ДЕНЬ Печать
06.03.2015 г.
Ранняя весна не лучшее время года у нас в России. Пасмурно, ветрено, сыро, как будто впереди не торжество тепла и света, а засилье новых холодов. Эта пора напоминает предзимье с его туманом и непрочным снегом. Начало марта перекликается с началом ноября свистом ветра, шорохом позёмки, перестуком дождя. Но надо ж быть такому совпадению: дважды в год, именно в эти промозглые дни, светлеет и по-весеннему расцветает сумрачное пространство. По справедливости как раз в такое неприютное время людям нужен праздник, и он приходит с огнями, цветами, песнями — особенный красноцветный советский праздник. Поздней осенью — 7 ноября, ранней весной — 8 марта.


Изображение - savepic.su — сервис хранения изображений

ВЫ СПРОСИТЕ, не слишком ли смело приравнять к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Международный женский день, надо ли придавать столь определённую политическую окраску празднику, давно уже ассоциирующемуся в сознании самих женщин с началом весны? Может быть, это хорошо, что советский праздник прижился в календаре современной России и его с удовольствием отмечают в самых разных кругах, не задумываясь о его изначальном посыле. Многие воспринимают его именно таким — далёким от политики, ориентированным, что называется, на «вечные ценности». В конце концов, разве плохо, что в этот день мужчины становятся обходительными и дарят женщинам цветы, а те в свою очередь стараются выглядеть особенно привлекательными? Совсем не плохо, если праздник задаёт камертон повседневного общения и этого хватает на некоторое время.
Но может ли один день изменить что-то в сознании и поведении человека, возросшего на переломе эпох, созревшего одновременно с глобальным мировым кризисом, отравленного сомнением и тревогами, ожесточённого борьбой за существование? Что и говорить, нелегко живётся человеку в современной России, и страдают в первую очередь наиболее ранимые, наиболее восприимчивые — женщины. Только оправятся от очередного удара по нервам, только сведут концы с концами в семейном бюджете — и новый удар, новый обвал на валютном рынке, новые ценники в магазинах.
Спросили одного высокопоставленного чиновника: «Как вы ощущаете кризис?» И он, не задумываясь, ответил: «Кризис ощущает моя жена». Так оно и есть, хотя, думается, для неё это не смертельно. Ну поедет она с детьми не на Канары, а в Таиланд, ну купит себе сумку не из крокодила, а из ската — пережить можно. Но сплошь и рядом кризис ставит людей на грань жизни и смерти. В переходе стоит женщина с кружкой: «Помогите! Нужны деньги на срочную операцию». Пенсионерку уличили в краже двух пачек масла — в полиции ей стало плохо, и она умерла — не перенесла такого стыда. А вот объявление на стене престижного дома: «Русской девушке нужна регистрация в этом доме сроком на три месяца за большое вознаграждение».
Реставрация капитализма больно ударила по женщине: она быстро узнала, что такое безработица, нищета, проституция, бандитизм. Телевидение буквально раздело женщину и выставило её на поругание. Под разговоры высоколобых эстетов о «вечной женственности» в ней долго и настойчиво убивали нежность, искренность, совесть. В ней «воспитывали» низость и жестокость, ей внушали, что главное её назначение — прислуживать мужчине, будь то муж или хозяин. Деньги объявлялись при этом мерилом жизненных ценностей. Одновременно работала индустрия «красивой жизни». Реклама оказалась проводником соблазна. Сотни тысяч одураченных женщин были выброшены на рынок в качестве живого товара. Сексуальный трафик стал одной из примет времени. Пресловутая «свобода» обернулась рабством.
Капитализм во все времена жестоко эксплуатировал женщину. До сих пор во многих развитых странах женский труд оплачивается ниже, чем мужской. Кроме того, женщина подвергается дискриминации по религиозным и расовым мотивам. А ещё для неё существует возрастной ценз. В нашей стране неквалифицированным, в сущности, рабским трудом занимаются сотни тысяч женщин. На рынках, на стройках, в пошивочных мастерских они работают в условиях грубого нарушения трудового законодательства. Для них не существует профсоюзов и общественных организаций, защищающих их права. Не лучше и тем, кому удалось получить образование и найти работу по специальности. Они всё в той же рабской зависимости от нанимателя, вынуждены приспосабливаться к его интересам и запросам. Вновь, как и сто с лишним лет назад, во весь рост поднимается проблема раскрепощения женщины. И в связи с этим первозданный смысл обретает Международный женский день.
Вспомним, что в 1908 году конгресс американской Социалистической партии постановил определить один воскресный день в году для широкой пропаганды всеобщего избирательного права и социалистической агитации среди женщин. В декабре того же года на Всероссийском женском съезде в Петербурге прозвучали предложения, отражавшие программные положения большевистской партии о политическом равноправии женщин, об охране женского труда, материнства и детства, буквально расколовшие съезд, — настолько новы и непривычны были они для присутствовавших буржуазных феминисток.
Но требования женщин этим не ограничились: год от года они становились всё шире. Теперь им было мало избирательного права — они требовали переустройства общества на основах социального равенства. И не случайно два года спустя международное совещание социалисток в Копенгагене приняло резолюцию, осуждавшую всякое сотрудничество женских социалистических организаций с буржуазным феминистским движением, делавшим ставку на милость власть имущих. На этом совещании лидер социалистического движения Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день. В Европе он впервые проводился в 1911 году, а в России — в 1913-м. Назначенный на 8 марта, он закрепил эту дату в сознании сотен тысяч людей.
Прошло много лет, пока этот день стал красным днём календаря, но с утверждением Советской власти в нашей стране он неизменно оставался подлинным праздником для народа, освобождённого от мёртвой хватки капитала. Раскрепощение женщины было спутником громадных перемен в жизни всего общества — отсюда и единодушное признание этого праздника.
Обычно его отмечали после трудового дня. Женщины как радушные хозяйки принимали гостей в заводских и сельских клубах. Хорошей традицией было поздравление передовых работниц, вручение наград и премий, выступление художественной самодеятельности:
Восьмое марта — день
работниц.
Кумачный день!
В коммуну дверь!
Весна в природе и в народе —
В почёте женщина теперь.
Ты в исполкоме
и в фабкоме,
Ты возглавляешь
сельсовет,
И у себя в семейном доме
Проводишь ленинский
завет!
Женщины на деле проявили свои способности и таланты, свою силу, научили ценить и уважать себя.
Рыночные реформы прежде всего ударили именно по ним, труженицам, созидательницам, активисткам, — перед ними закрылись все двери, кроме дороги на торжище да ещё в сферу обслуживания. Немногие спешно поменяли свои убеждения и притулились к власти, большинство остались за бортом общественной жизни.
Давно пора вспомнить об истинном значении кумачного Дня 8 Марта, вернуть этому празднику его настоящее значение. Напомним, что первый марш «голодных кастрюль» в 1992 году прошёл именно в этот день и собрал 100 тысяч трудящихся, возмущённых приходом к власти буржуазных реформаторов. Как видим, и кастрюля может быть орудием борьбы. С тех пор идёт третье десятилетие. Жизнь трудящихся в нашей стране с каждым годом становится тяжелее. Продолжается развал промышленности и сельского хозяйства. А вот нищета, преступность, беспризорность, проституция набирают силу. В наше время, пахнущее порохом, пора осознать, какую угрозу несёт нам всем капиталистическая власть. Женщины должны быть в первых рядах борцов за рабочее достоинство, за человеческие права.
Лариса ЯГУНКОВА.
«Правда».

 
« Пред.   След. »

Рейтинги

Статистика