Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТУПИК Печать
05.02.2015 г.
Одна из крупнейших компаний-монополистов — «РЖД» отменила сотни электричек по всей России. В январе — 144 электрички, в феврале—марте отменят ещё 139 пригородных поездов. Вместо того чтобы развивать созданную дедами и отцами мощнейшую в мире систему железных дорог, объединяющих бесконечные просторы нашей необъятной Родины, руководство ОАО «РЖД» предпочитает заниматься лишь выгодными для себя проектами, сокращая убыточные, но столь необходимые людям маршруты.

НЕДАВНИЙ случай в Псковской области: у Людмилы Матвеевой из деревни Должицы Дновского района отекло горло, она еле дышала. Сельчане выстроились на железнодорожном полотне плотно друг к другу, перекрыли дорогу. Следовавшему на всех парах поезду пришлось затормозить. Только так удалось переправить Людмилу в больницу районного центра, то есть спасти односельчанку от неминуемой смерти. «Скорая помощь» в эту глушь отказывается ехать — нет дорог.
Деревня Должицы — самая большая в этих местах, вокруг много селений поменьше. Но ни магазинов, ни аптек, ни медицинских учреждений — на десятки километров. Дороги такие, что ни весной, ни осенью добраться на машине невозможно. Спасительной для местных жителей была электричка, благодаря которой можно было добраться до райцентра, где есть больницы и магазины. Однако в ОАО «РЖД» пригородный поезд посчитали нерентабельным и отменили его. Население Должицы и других деревень оказалось отрезанным от Большой земли, от элементарных благ цивилизации. И это в XXI веке!
И такое происходит повсеместно. В борьбе за выживание бунтуют сейчас жители Вологодской области, где власти отменили все электрички. При 25-градусном морозе в Чите прошёл протестный митинг. Жители забайкальских посёлков Харагун и Амазар заявили о готовности перекрыть Транссиб. В Челябинской области, на станции Кропачёво, местные жители, доведённые до отчаяния, уселись на рельсы перед рабочим поездом, требуя, чтобы их доставили до районного центра Аша.
Не лучше ситуация в Чебоксарах, где вместо двух пригородных поездов в сутки пускают один. Скажем, поехал человек в поликлинику, показался врачу, получил рецепты и наставления, а после этого — ночуй на вокзале, так как обратный поезд будет только завтра. А как быть тем, кто каждый день ездит на работу, на учёбу?
Современная деревня, на базе которой призывают наладить импортозамещение, находится в удручающем состоянии. Закрывают сельские школы и больницы, фельдшерские пункты. С отменой электричек исчезает всякая возможность для выживания населения российской глубинки. Люди теперь лишены тех социальных услуг, которые государство обязано им гарантировать.
В СОВЕТСКОЕ время убытки пригородных сообщений компенсировались за счёт прибылей от перевозок грузов. Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин отменил перекрёстное субсидирование. Было учреждено полтора десятка «дочек» — пригородных пассажирских компаний, не имеющих на своём балансе ни одной шпалы, ни одной колёсной пары и созданных только для того, чтобы выкачивать деньги из региональных бюджетов.
До появления 5 лет назад в Псковской области пригородной пассажирской компании местному бюджету хватало 3 миллионов рублей на дотации для 32 пар поездов (то есть для 64 маршрутов) пригородного железнодорожного сообщения. Теперь требуют 320 миллионов, причём не за 34, а за 14 пар поездов. Где регионам взять такие деньги, тем более что большинство из них в долгах как в шелках? Ведь налоги, которые собираются на местах, перечисляются в центр, он тратит их на олимпиады и другие показушные мероприятия. А на электрички денег нет.
В ряде регионов прорабатывают вопрос о возврате к гужевому транспорту. Так, единственной ниточкой связи с внешним миром для жителей деревни Чадково Любытинского района Новгородской области была электричка. Теперь её отменили. Надёжных дорог здесь нет — одни тропинки. Заглянул как-то в деревню глава района Тимофей Гусев. Поразмышляли с сельчанами о том, как жить дальше. Кто-то из семьи Тепляковых произнёс: «Лошадь бы купить не мешало…» Через несколько дней позвонили из района: лошадь есть. Поставили её в сарай к Тепляковым. Можно сказать, спасли село Чадково, вернув его по сути в средневековье.
НЕДАВНО руководитель региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Виктор Паздников заявил, что невозможно проверить обоснованность тарифов на проезд в электричках. На обращения в адрес ОАО «РЖД» с просьбой предоставить анализ формирования тарифов компания отвечает отказом.
А губернатор Вологодской области Кувшинников по поводу тарифов сказал следующее: «Примерно 80–85 процентов расходов приходится на аренду подвижного состава у „материнской“ компании. Ставки устанавливаются в ОАО „РЖД“, никто не может проверить их обоснованность. На законный вопрос: как вы подсчитали тарифы? — представители компании отвечают, что это коммерческая тайна».
Между тем железнодорожные тарифы растут как на дрожжах. Проезд на электричке от Читы до станции Карымская существенно подорожал в новом году — со 110 до 896 рублей. Возмещение же затрат за проезд одного пассажира в электричке из краевого бюджета — 1400 рублей. Губернатор Константин Ильковский недоумевает: билет в плацкартном вагоне до Карымской стоит 400 рублей, тогда как на маршрутке — всего 160 рублей.
А вот что сказал о создавшейся ситуации с пригородным сообщением председатель свободного профсоюза железнодорожников «Сибирская солидарность» Евгений Куликов: «Пригородное железнодорожное сообщение отдано частным компаниям, акционерным обществам, основная задача которых — извлекать прибыль. Пригородные железнодорожные перевозки всегда были убыточными. Когда государство держало их на своих плечах, механизм работал. Теперь же они остались без прибыли и идут на отмену поездов. Я считаю это безобразием».
Автору этих строк часто приходится при поездках на дачу и обратно ждать электричку на платформе подмосковной станции Домодедово. Мимо пролетают аэроэкспрессы: в каждом вагоне виднеются всего по две-три головы. Фактически экспрессы перевозят воздух.
Компания-монополист обходит стороной беды людей из глубинки, которых лишают самого необходимого, и одновременно выставляет напоказ комфорт полупустых аэроэкспрессов. В том же духе и решение ОАО «РЖД» ликвидировать плацкартные вагоны, которыми пользовалось большинство населения России ввиду их сравнительной дешевизны. Владимир Якунин решил заменить их купейными.
НЕ ТАК ДАВНО руководитель ОАО «РЖД» рассказал корреспонденту «Российской газеты» о планах компании на будущее: модернизация БАМа, Транссиба, проекти-рование высокоскоростного сообщения Москва-Казань. Неприятности на южном направлении: 26 километров дороги проходят по территории Украины. Надо прокладывать обход, на что планируется потратить 56 миллиардов рублей. Вероятно, здесь будут укладывать золотые шпалы. От вопроса об электричках Якунин отмахнулся: за них, мол, отвечают губернаторы.
Многих Владимир Якунин удивил недавним своим заявлением о том, что готов уйти в отставку, если правительство будет настаивать на публикации декларации о его доходах. Это требование он назвал угрозой для своей семьи. Неужели босс не приносит домой все деньги, неужели опасается, что жена узнает о его истинной зарплате и устроит скандал? Якунин сказал, что его зарплата согласована с правительством России, утверждена советом директоров.
Доходная профессия появилась у нас в стране — «член совета директоров». По результатам ежеквартального отчёта ОАО «РЖД» за прошлый год каждый из этих членов получал в месяц по 407 тысяч рублей. При этом многие из них числятся и в других компаниях членами подобных же советов, и там тоже за появление на заседаниях по нескольку раз в месяц зарплата не меньше. Вот, например, Кирилл Андросов является и членом совета директоров ОАО «РЖД», и председателем совета директоров ОАО «Аэрофлот», и членом совета директоров ОАО «Первый канал», и членом совета директоров ЛСР, фонда Altera. Такие вот многостаночники и утвердили Владимиру Якунину зарплату (по сообщениям в прессе) 1,3 миллиона рублей… в день.
В ОАО «РЖД» есть ещё и члены коллегиального исполнительного органа — всего их 24. Каждый из этих топ-менеджеров, по сообщениям в прессе, получает в среднем 4,7 миллиона рублей в месяц.
Тем временем отделения ОАО «РЖД» остро нуждаются в настоящих работниках для обслуживания железной дороги. В одном из рекламных объявлений сообщается о некоторых прелестях этого труда: от кандидатов на вакансии требуется «готовность к тяжёлому физическому труду». Оплата за него, например, монтёра пути — около 25 тысяч рублей в месяц. Поэтому желающие занять вакансии в очередь не выстраиваются.
Зато нет недостатка в деньгах на разного рода спонсорские контракты — с футбольным клубом «Локомотив» (Москва), одноимённым хоккейным клубом из Ярославля. До конца этого года ФК «Локомотив» получит от ОАО «РЖД» 4,8 миллиарда рублей, а хоккеисты — 734 миллиона рублей. Зарплата только двух иностранных футболистов Диарра и Басуффа составила сотни миллионов рублей. Эта сумма покрыла бы издержки на электрички в нескольких регионах. Кто дал право Якунину заниматься покупкой дорогостоящих «футбольных гладиаторов» для потехи фанатов, сорить деньгами, которые должны служить благополучию той же псковской деревни Должицы?
КАК ЖЕ ВЫЖИВАЮТ рядовые железнодорожники на фоне сладкой жизни футбольных легионеров, закупленных «Локомотивом»? Вот что сообщил лидер первичной организации независимого профсоюза железнодорожников Матвей Сальников из Свердловска. Пришла ночная электричка на конечную станцию. Стоянка — 4 часа. Машинист сидит, электричка стоит. И вдруг в ветровом окне появляется лицо начальника: проверяет — не спит ли машинист. Машинист должен все четыре часа сидеть в кабине и мигать прожектором проезжающим поездам: такой издевательский регламент работы.
«Отчего умирают машинисты» — под таким заголовком опубликовал открытое письмо президенту Путину один из машинистов Иланского депо Красноярской железной дороги. Фамилию он скрыл, чтобы с ним не посчитались братки-менеджеры.
Машинист пишет, что в депо происходит постоянное унижение человеческого достоинства работника. Наказывают, лишают премии на 100 процентов за любой пустяк. Не предоставляются в полном объёме выходные дни. Нет междусменного времени отдыха. Все замеры вредности, проводимые в кабинах локомотивов, скрывают или подделывают. Годовые часы переработки составляют больше 120 часов в год. Происходят постоянные «разборки» у начальства. Дошло до того, что машинист Данченко не выдержал всех этих издевательств и покончил жизнь самоубийством.
В ноябре работники путевой машинной станции-263 (ПМС) филиала ОАО «РЖД» «Путьрем» Беломорского района Карелии объявили забастовку. Они протестовали против сокращения персонала. Из 224 специалистов ПМС 187 работников попали под сокращение. Путейцы направили письмо В. Путину, Д. Медведеву. В письме говорилось, что кадров не хватает, участок ответственности станции немалый — весь Петрозаводский район Октябрьской железной дороги. При этом увольняют как отдельных путевых обходчиков, так и целые путевые бригады. Обращение подписано всеми работниками станции.
Из Кремля письмо коллектива переправили начальникам, которые и запланировали сокращение. Работники поняли, что власть им помогать не собирается, решили действовать самостоятельно. На перегоне Тунгуда — Летний у моста через речку натянули транспарант: «Требуем Якунина!.. ПМС-263». В тот момент, когда на перегон вышел рейсовый состав, около него взорвались три петарды. Машинист остановил поезд. Движение было задержано на полчаса. Прокуратура поспешила объявить действия железнодорожников хулиганством.
ОТМЕНА ЭЛЕКТРИЧЕК ударила не только по жителям деревень. После отмены пригородного поезда Инза-Сызрань работников Инзенского железнодорожного узла до места работы стали доставлять на снегоочистителе, где отсутствует электричество, нет сидячих мест. До работы едут три часа, стоя вплотную друг к другу. Потом запретили перевозки людей на данном агрегате, дали вагон 1974 года постройки, абсолютно не обогреваемый.
…А тем временем ОАО «РЖД» попросило у государства дотации в размере 45 миллиардов рублей. Получило лишь 30 миллиардов, и по этой причине ему «пришлось» увеличить тарифы на перевозку грузов. Чтобы перевезти на Дальний Восток трактор стоимостью 6 миллионов рублей, теперь нужно заплатить ещё четверть его цены — 1,5 миллиона.
Против повышения на 10% тарифов на перевозку угля митинговали шахтёры Кузбасса. Добывать уголь становится нерентабельно. Многие грузы ныне перевозят автотранспортом, и поэтому железнодорожные перевозки сокращаются, станции забиты пустыми вагонами.
Откуда в такой ситуации взять деньги на выплату огромной зарплаты железнодорожным начальникам? На Алтае нашли оригинальный способ: разобрали дорогу Малиновое Озеро-Локоть-Кулунда — 120 километров, продали шпалы и рельсы, а вырученные деньги выплатили себе в виде зарплаты. Правоохранительные органы как бы и не заметили этой кражи. С иском по данному вопросу выступил свободный профсоюз «Сибирская солидарность».
Железные дороги России всегда были кровеносной системой страны, сегодня их пытаются перерезать. И это называют реформами.
Альберт СПЕРАНСКИЙ.
Председатель совета Общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».
«Правда» № 11 от 5 февраля 2015 года.

 
« Пред.   След. »