Русский лад

Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Памяти народной певицы Елены Образцовой Печать
13.01.2015 г.
Прожить жизнь на одном дыхании — это величайшее счастье и настоящее чудо. Редко кому это удаётся. О таких людях в народе говорят: прожил, как песню спел. Так прожила свою яркую творческую жизнь лучезарная Елена Образцова. Её биографию писало трудное и счастливое время послевоенного возрождения и строительства.


Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Родившись в Ленинграде незадолго до Второй мировой войны, она пережила страшную первую блокадную зиму в осаждённом городе и весной 1942 года была вывезена вместе с родными по Ладожскому озеру в город Устюжну Вологодской области. Таким было начало этой замечательной жизни — спасённое поколение входило в мир с чувством признательности стране и ответственности перед ней. Это чувство в высшей мере было свойственно будущей артистке. Талант открывал перед ней одну за другой двери музыкальных учреждений — вокальных курсов, музыкального училища и, наконец, Ленинградской консерватории.
Её судьба рано определилась, линия жизни быстро пошла по восходящей. Ещё студенткой Ленинградской консерватории она завоевала золотые медали на двух престижных конкурсах в Хельсинки и Москве, в первый же год работы в Большом театре исполнила восемь партий. Ведущие оперные театры мира открыли перед ней свои двери — Милан и Париж, Вена и Берлин, Лондон и Нью-Йорк рукоплескали ей. Она со своим художественным вкусом и общественным темпераментом всегда оставалась посланцем своей страны, своего народа. Ей удалось много сделать для пропаганды русской музыкальной культуры, русского умного сердечного искусства — подлинно, она была дочерью своего народа. Она спела лучшие партии меццо-сопрано в русском репертуаре: Любаши в «Царской невесте», Кончаковны в «Князе Игоре», Марфы в «Хованщине», графини в «Пиковой даме». И при этом была объявлена лучшей в мире Кармен, удостоена приза «Золотой Верди».
Талант и труд гармонично сочетались в этой творческой индивидуальности. Иначе не состоялась бы столь богатая биография. В репертуаре у Елены Васильевны Образцовой было 86 оперных партий, свыше 100 романсов, народных песен, джазовых композиций. Концертная деятельность всегда была для неё возможностью выхода к самой широкой публике, способом общения с народом. Только за последние годы она дала свыше 80 концертов на Родине и за рубежом.
При этом она никогда не прерывала своей педагогической работы, давала мастер-классы в России и европейских странах, была председателем жюри ряда международных конкурсов. Совсем недавно вся наша страна видела её в жюри телевизионного конкурса «Большая Опера» — по сути это был большой публичный мастер-класс, который вместе с ней давали признанные профессионалы не только молодым исполнителям, но всем ценителям оперного искусства. И Елена Васильевна явно лидировала в нём, оставаясь при всём при том неизменно контактной, тактичной, добросердечной. А чуть раньше мы все были гостями «Оперного бала», который давался в её честь на сцене Большого театра. Верная себе, умница и скромница, Образцова не хотела официального чествования по случаю своего 75-летия — не случайно она пригласила в ложу подруг по жизни и сцене Тамару Синявскую и Манану Касрашвили: это был их общий праздник.
Творческие планы её были неисчерпаемы. Она всегда отличалась артистической смелостью, даже озорством. Её дебюты на драматической сцене в спектаклях Р. Виктюка вызывали бурную реакцию у широкой публики и далеко не всеми одобрялись. Но Образцова была вне критики — если она играла, это была потребность души. Но главным делом для неё всегда оставалась опера. Её глубоко волновала судьба любимого искусства, его будущее. Три года назад при активном участии певицы был учреждён Фонд Елены Образцовой — его задачей стали образовательные проекты, поддержка и продвижение талантливой молодёжи, помощь ветеранам оперной сцены. В ближайших планах Образцовой была разработка фондом проекта «Сто музыкальных школ России».
А ещё она очень хотела спеть партию графини в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь вместе с Ильёй Сильчуковым — Германном, финалистом конкурса «Большая Опера». Не привелось… Не верится, что её больше нет. Она была, есть и будет всегда.
По страницам газеты «Правда», Лариса Ягункова

 
« Пред.   След. »

Рейтинги

Статистика