Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
С помощью «Бурана» станцию "Мир" могли спустить с орбиты Печать
14.11.2013 г.

205 минут полета советского космического корабля "Буран" стали оглушительной мировой сенсацией 1988 года…    Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Об этом накануне 25-летия полета "Бурана" вспомнили в ежедневной общенациональной «Российской газете».



Изображение - savepic.su — сервис хранения изображений

205 минут полета корабля «Буран» стали оглушительной сенсацией. И главное — посадка. Впервые в мире советский «шаттл» приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.
В 255 номере газеты в среду 13 ноября 2013 года была опубликована беседа корреспондента «РГ» Наталии Ячменниковой с одним из создателей советского космического челнока «Буран», профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Павловичем Бурдаковым.
— Правда ли, что «Буран» мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в «чрево»? — спросила журналистка.
— Да, так же как и американский «Спейс Шаттл», — ответил бывший начальник НПО «Энергия» В. П. Бурдаков. — Но возможности «Бурана» были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20–30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию «Мир» спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!
Далее один из «столпов» советской космонавтики сообщил, что первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу Сергей Павлович Королев. И вспомнил профессор МАИ историю, рассказанную ему когда-то самим академиком.
В 1929 году юному инженеру-политехнику Королеву было 23 года, и он уже имел авторитет планериста-парителя. И вынашивал идею: поднять планер на высоту 6 км, а потом, с герметичной кабиной, пробиться в стратосферу. Молодой конструктор решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета. Однако Циолковский, всесоюзно признанный авторитет воздухоплавания, заявку не утвердил.
Константин Эдуардович раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил гостю книжечку «Космические ракетные поезда» и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в «эфирное пространство».
Южанин с горячим темпераментом, Сергей Королев не скрывал досады. Он даже отказался от автографа основоположника ракетодинамики! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал Бурдакову, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время «испытания на флаттер»… Королев и сам был конструктором сверхпрочного планера «Красная звезда». Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько «мертвых петель». И планер не сломался!..
…Рассказанная профессором В. П. Бурдаковым журналистке Российской газеты» история про встречу Королева и Циолковского в Калуге — интересное дополнение в длинный «сериал» баек и анекдотов о калужской встрече двух гигантов советской космонавтики.
Ряд таких историй и легенд представлен в замечательной мемуарной книжке внука К. Э. Циолковского, многолетнего директора Дома-музея К. Э. Циолковского Алексея Вениаминовича Костина «К. Э. Циолковский известный и неизвестный» (Москва, РБОФ «Гелиос», 2007).
Известный советский писатель, ныне пешеход и космист из Калуги В. В. Бучарский использовал слова С. П. Королева в качестве эпиграфа к первой главе своей книги «Разведчик лунных берегов» (Калуга, издательство «Гриф». 2011 г.). Это строки из письма Сергея Павловича в Калугу, директору Дома-музея великого ученого А. В. Костину: «Хочу когда-нибудь написать что-то очень хорошее о К. Э. Циолковском, тем более что я его и лично знал немного…»
По мотивам легенд и былей о встрече Циолковского и Королева на перекрестке улиц Циолковского и Королева в Завершье — самой старой части города Калуги — в 2011 году был установлен памятник, осуществленный на деньги московских благотворителей в связи с 50-летием полета Ю. А. Гагарина.
Для меня интересной и важной в сюжете профессора В. П. Бурдакова явилась твердая принципиальность «калужского чудака» при рассмотрении проекта молодого московского инженера Сергея Королева. Это так характерно для гениального мыслителя и великого изобретателя К. Э. Циолковского! http://bucharsky.ru/
В. Я. Числов, литературный обозреватель РУСО — Русский Лад

 
« Пред.   След. »