Русский лад

Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Словом русским сильны и едины! Репортаж в газете «Правда» о «круглом столе» в Госдуме Печать
05.03.2011 г.

2011-03-04 11:14
По страницам газеты «Правда».
Александр Офицеров

     Настоящими духовными витязями назвал Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции коммунистов в Госдуме Геннадий Зюганов, открывая заседание «круглого стола» в Малом зале нижней палаты парламента, собравшихся здесь школьных учителей, преподавателей вузов, учёных-славистов, писателей, поэтов, музейных работников, артистов, исполнителей народных песен. Они пришли сюда, чтобы вместе с депутатами-коммунистами обсудить положение русской культуры и русского языка, оказавшихся в современной России изгоями.

     С инициативой провести широкое обсуждение этих вопросов обратилось во фракцию КПРФ общественное движение «Русский Лад».

     Как защитить от насаждаемой политики наживы и беспамятства нравственные основы нации, как очистить осквернённые космополитическим сором родники русской жизни — вот что волновало всех участников «круглого стола», прошедшего под девизом «Славим живое русское слово!»

     Собравшиеся всесторонне обсудили поднятые проблемы и приняли рекомендации, которые будут направлены в правительство, Министерство образования и науки, Федеральное собрание, Общественную палату. Они также высказались в поддержку законодательной инициативы депутатов-коммунистов по учреждению в Российской Федерации памятной даты — Дня русского языка.

Помнить имя своё

     Владимир НИКИТИН, член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, руководитель инициативной группы по созданию Всероссийского созидательного движения «Русский лад»

     Депутаты фракции КПРФ выступили с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 1.1. Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В эту статью вносится следующий дополнительный абзац: «6 июня — День русского языка».

     ДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ основано на принятом в ноябре 1999 года решении Генеральной конференции ЮНЕСКО ежегодно проводить 21 февраля Международный день родного языка. В Конституции Российской Федерации (статья 68) определено, что государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Это родной язык русского народа, это духовный стержень, объединяющий народы России. При этом Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка и на создание условий для его изучения и развития.

     Многие страны Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья уже реализовали эту инициативу ЮНЕСКО. Как известно, в России, Белоруссии и на Украине 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, но при этом в Белоруссии проводится День белорусской письменности, а на Украине — День украинской письменности и языка. К сожалению, в России праздника русского языка нет до сих пор.

     Пришла пора исправить это упущение. Это необходимо сделать и потому, что в феврале 2010 года Организация Объединенных Наций с целью повышения информированности человечества об истории, культуре и развитии каждого из официальных языков ООН определила дату 6 июня Днём русского языка. В этот день родился великий русский поэт А.С. Пушкин. Поэтому в нашем законопроекте предусмотрено учредить государственный праздник — День русского языка и проводить его 6 июня.

     Необходимость привлечения общественного внимания к русскому языку вызвана также тем, что Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», принятый 1 июня 2005 года, носит декларативный характер и ответственность за нарушение его положений не установлена законодательством. Государственными структурами в сфере образования, культуры, средств массовой информации не обеспечивается должная защита самобытности, богатства и чистоты русского языка как общего культурного достояния народов России.

     Не в полной мере осуществляются определенные законом государственные гарантии поддержки русского языка. Финансирование Федеральной целевой программы «Русский язык» за одиннадцать месяцев 2010 года составляло лишь 24 процента от утвержденного объема.

     Распространенность государственного языка в мире — это показатель конкурентоспособности государства в геополитическом соперничестве. По этому показателю с 4-го места в начале 90-х годов мы скатываемся всё ниже и ниже.

     Внося законопроект, авторы исходили из того, что в современную информационную эпоху через скрытое управление поведением людей с помощью искаженного и зараженного разрушительным вирусом языка происходят уничтожение духовности и гибель целых цивилизаций. Язык как система понятий, слов, имен, в которых человек воспринимает мир, есть самое главное средство воздействия на сознание и душу народа. Любой язык растет от корня слова. От него и ствол, и ветви, и листья народного древа. Если лишить язык родных корней, разорвать единство слова и образа, заложить в слова чужеродный смысл и направить эту словесную пургу на массовое оболванивание людей, то народ и цивилизация неизбежно погибнут.

     Это страшное современное оружие уже несколько десятилетий применяется против русской цивилизации. К сожалению, мы позволяем ненавистникам России навязывать нам их язык и смысл слов, картину мира и науку, ценности и стандарты поведения, технологии и методы достижения целей. Мы всё больше становимся рабами их слов и стереотипов, идеологических штампов и теоретических догм.

     Для нас, потомков великого народа, уже и собственное имя стало забытым набором звуков. Страшно, что многие из нас уже живут и умирают, не зная, не понимая и не чувствуя настоящего имени собственного народа. Человек без имени — это изгой. А народ без имени неизбежно обречен на вымирание и забвение. Давайте вспомним, что у государствообразующего народа России есть собственное имя, данное ему при рождении. И имя это — ВЕЛИКОРОСС. Но оно уже стерто нашими противниками из памяти нескольких поколений великороссов. А сейчас нас усиленно пытаются лишить и второго гордого звания — русские, заменив его на словообразование — россияне. Вот так, путем уничтожения, замалчивания или искажения имени уже стирались в исторической памяти человечества целые народы и государства. Недавно современные технологи по усечению генетической памяти русского народа вместо привычных нашему языку названий — город, село, деревня — внедрили и узаконили их новый статус под названием «поселение». А в словаре Даля «поселенец» означает «пришлый житель, колонист, выходец, некоренной житель». Заменили одно слово, и вмиг миллионы русских и других коренных народов России стали некоренными, пришлыми, временными на своей родной земле. Таким образом, на уровне подсознания народу внушается комплекс неполноценности, ведется психологическая обработка людей для расчистки российской территории от коренного населения.

     Великий русский композитор, народный артист СССР Георгий Свиридов, известный защитник русского языка и культуры, ушел из жизни с вопросом к нам, живущим: «Останется ли Россия русской?» Он предупреждал нас: «Русская деревня, бывшая живым родником, источником многонационального языка, перестаёт существовать. Наш народ, стихийный хранитель национальной культуры: песен, танцев, обрядов, духовных стихов и молитв, былин, пословиц и поговорок, одежды, орнамента и других видов творчества, превращают в рабскую массу… Мы сами виноваты в этом. Мы не дружны, не сплочённы, объединяемся вокруг ничтожного, а надо сплачиваться вокруг великого».

     Сила русского языка — в единении чувства и мысли, слова и образа, в его одухотворенности. В летописях, былинах и пословицах закодирована мудрость всех предшествующих поколений наших предков. Каждая русская сказка в нужное время станет подсказкой как нам поступать и действовать. Свой вклад в спасение России вносят классики русской и советской литературы.

     Послушайте, какой совет прислал нам из прошлого благословленный Пушкиным поэт, верный сын и знаток России — Фёдор Иванович Тютчев: «Сегодня вновь судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями его экипажа не может быть сдвинут с места. И лишь только одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход». Но как возбудить эту волну? Есть ли такое средство, которое могло бы овладеть умами и сердцами людей и стать тем знаменем, за которым народ последовал бы? В русском языке есть такое средство. Называется оно — совершенное слово.

     Совершенное слово на Руси — это единство слова и дела, это — созидающая правда, воспроизводящая русское подвижничество, самоотверженное служение Отечеству. Оно нацелено на созидание, а не на разрушение. Но разрушители России усиленно навязывают нашему народу не совершенство, а западную свободу слова. Они разрывают слово и дело. Думают одно, говорят другое, а делают третье. Они живут не по правде, во лжи и заставляют так жить наш народ. Но в памяти русского народа живет мудрость предков о деятельном Совершенстве как эффективном средстве спасения от гибели.

     Послушайте, как призывно для нас сегодняшних звучит завет современника А.С. Пушкина преподобного Серафима Саровского. Он вразумлял соотечественников и потомков, говоря: «Совершенство слова неотделимо от дела. Оно и само есть дело, и дело это является той несущей волной, на которой совершенство слова предстает как нечто животворящее, одухотворяющее дело. И дело тогда возвышается и становится вдохновением, деятельным совершенством и ему покоряется дух наш. И нет таких невзгод, которые не преодолел бы человек-созидатель силами совершенства слова и дела».

     Русская модель мира — Лад — основана на таком неразрывном единстве воли и мысли, слова и дела, которое вовлекает в процесс созидания всего человека целиком и позволяет совершать дерзновенные прорывы в пространстве и времени. Ярчайший пример деятельного совершенства явили миру русский и другие братские народы в советское время, когда труд стал доблестью и геройством, настоящим народным творчеством. Его триумфом стал прорыв в космос. Вот почему депутаты фракции КПРФ словом и делом поддержат формирование Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» и будут добиваться учреждения государственного праздника — Дня русского языка.

     Сохранение родного языка — это общая задача атеистов и верующих, коммунистов и других патриотов России. Нужно отметить, что огромное значение сохранению и развитию русского языка придавал вождь советского народа И.В. Сталин. Он писал: «Язык и законы его развития можно понять, если он изучается в неразрывной связи с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем языка... Язык рождается и умирает вместе с народом».

     Наша общая задача — добиться, чтобы власть учредила День русского языка, и наполнить празднование этой даты глубоким содержанием. Мы обязаны показать прежде всего гражданам России древние истоки, историю развития и величие русского языка, сохранить память о его ярких носителях и поддержать их нынешних последователей. У нас есть веские доказательства того, что мы не иваны, не помнящие родства и не имевшие своей письменности.

     У нас есть героический эпос русского народа — «Слово о полку Игореве». Это национальная гордость великороссов, малороссов и белорусов. «Слово» — это настоящая энциклопедия русской истории, природы, ратного дела и русского духа. По такой целостности ему нет равных среди произведений средневековой Европы. Наш героический эпос уже помог народу в боях с захватчиками — Наполеоном, Антантой и Гитлером. Поможет нам сбросить и нынешнее западное иго.

     Мы благодарны героическим отрядам наших ученых, преподавателей литературных вузов, учителей школ, библиотекарей, хранителей музеев, Союзу писателей России, патриотическим и коммунистическим газетам, актерам Малого театра, МХАТа имени М. Горького, театра «Содружество актеров Таганки», Русского этнографического театра и многих провинциальных театров. Все они в это смутное время каждый день ведут бой за чистоту и величие русского языка, сохраняют русский дух и лечат русскую душу.

     Мы должны сплотить патриотическую общественность, возродить национальную гордость великороссов и всех представителей русского народа. А также укрепить братские узы между коренными народами русской цивилизации.

     Авторы законопроекта полагают, что установление и организация празднования памятной даты — Дня русского языка является насущной потребностью. Это станет конкретным выражением уважения к государствообразующему народу, укрепит роль русского языка как языка межнационального общения, будет способствовать повышению уровня грамотности населения страны, сохранению и продвижению позиций русского языка в мире, объединению русской диаспоры во всех странах, а также даст новый импульс к национальному согласию и единению всех народов России.

Опираться на национальные культуру и традиции

     Дмитрий НОВИКОВ, член Комитета Госдумы по культуре, секретарь ЦК КПРФ, кандидат исторических наук

     Русский язык составляет фундамент богатых культурных традиций нашего Отечества, его духовных ценностей. Как язык межнационального общения он обеспечивает единство народов России. А признание данного факта означает, что защита русского языка — важнейшая государственная задача.

     МЕЖДУ ТЕМ власть плохо исполняет принятый в 2005 году Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». В защите богатства, самобытности и чистоты русского языка нет системности, а проводимая политика способствует резкому снижению уровня языковой культуры и образованности населения. Это проявляется и на бытовом уровне, и в учебном процессе, и в политической лексике, выплескивается в СМИ и Интернет. Происходит вульгаризация языка, он засоряется жаргонизмами и не всегда нужными иностранными заимствованиями. Остро недостает образовательных и научных программ по языку и литературе.

     Проблемы русского языка вырастают из общего небрежения власти к культурному достоянию России. Положение тяжелейшее. За последнее десятилетие в России утрачено более двух с половиной тысяч памятников истории и культуры. Из оставшихся более половины нуждаются в реставрации. Нуждаются в ней и свыше половины музейных экспонатов.

     Ежегодно страна теряет около 300 общедоступных библиотек. Библиотечный фонд стремительно ветшает.

     Заработная плата работников культуры — одна из самых низких в стране. Сельские библиотекари нередко получают по 3 тысячи рублей в месяц. И даже при этом некоторых из них ставят перед выбором: переходите на полставки или будете уволены по сокращению штатов.

     Не в лучшем положении сотрудники провинциальных музеев и колледжей культуры.

     Исторические зоны российских городов охватил смерч реконструкций. Много шума по этому поводу вокруг Москвы. И это справедливо. Однако не лучше обстоит дело и в других городах. Например, в Самаре начиная с 1993 года уничтожено около 40 исторических памятников.

     Ситуацию усугубляет принятие закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, который ведёт к коммерциализации сферы культуры, к хищнической эксплуатации национально-культурного достояния. Государство продолжает сбрасывать с себя ответственность за сферу культуры. Мировая же практика свидетельствует: кризисное состояние отрасли — это повод не для ухода, а для вмешательства государства.

     Культура — именно то, что обеспечивает сохранение единства России. Между тем создан колоссальный разрыв в доступе граждан к ценностям культуры. В обществе нарастает ощущение непреодолимого культурного и социального раскола, растет отчуждение граждан от собственной страны. Этот факт фиксирует социология и обсуждают исследователи. Но упорно проводится политика, которая усугубляет ситуацию. Ползучая культурная деградация распространяется всё шире. Растет безграмотность населения. Мы уже давно не самая читающая страна в мире. Можно ли рассчитывать на благоприятное отношение к русскому языку в этой ситуации?

     Возьмите Вьетнам. Российское присутствие здесь за последние полтора десятилетия заметно уменьшилось. В разы сузилось и пространство русского языка. В школьном курсе он вытеснен английским. Несколько лет назад в Ханое был создан Центр российской науки и культуры. Его деятельность находит отклик среди вьетнамского населения. Однако возможности центра весьма ограничены. Для их расширения нужна более весомая поддержка правительства России.

     Многие вьетнамцы искренне страдают от разрыва широких контактов с нами. Академия наук и технологий Вьетнама хотела бы готовить кадры в России и развивать совместные проекты. Но в договорах на проведение исследований лидируют Япония, Германия и Франция.

     Российская власть не спешит наверстывать упущенное в годы ельцинско-козыревской внешней политики. Квота правительства России для обучения вьетнамских студентов в российских вузах на бюджетной основе составляет лишь 210 мест в год. А в Австралии она достигает уже 10 тысяч человек в год. Австралию стремительно догоняют США. В Вашингтоне поставлена задача: за ближайшие 20 лет через образовательную политику создать условия для замещения нынешнего управленческого слоя Вьетнама. По замыслу США, на смену подготовленным в Советском Союзе руководителям должны прийти кадры, ориентированные на Запад.

     Что касается стран СНГ, то специалисты считают: если Россия не будет расширять зону преподавания русского языка, то спустя 5—7 лет его не будут знать 20 процентов молодежи на Украине, 40 — в Казахстане и Армении, более двух третей молодых людей — в Узбекистане и Киргизии и 90 процентов нового поколения Грузии и Азербайджана.

     А ведь ситуацию можно быстро исправить. Социологи Института Гэллапа установили, что самый большой интерес к русскому языку именно в тех странах СНГ, где люди говорят на нем хуже всего. Например, в Туркменистане, Узбекистане и Киргизии на каждое место, где обучение идет на русском языке, претендуют от 3 до 10 человек. В Грузии тех, кто считает, что русский язык изучать очень важно, в 2005 году было 43 процента из числа опрошенных, а в 2008-м их стало 64 процента. И это при том, что опрос проводился после конфликта в Южной Осетии. Такая же тенденция и в Молдавии. Однако Россия никак её не поддерживает. Больше того, не оказана поддержка вполне пророссийскому президенту В. Воронину. Фактически это стало согласием на замену президента-коммуниста представителями антироссийских сил. Национальным интересам страны власти России предпочли свои классовые интересы. Ну а то, что происходит в отношении братской Белоруссии и её лидера Александра Лукашенко, вообще не вписывается ни в представления об историческом единстве наших народов, ни в логику интересов России на международной арене.

     В целом на пространстве СНГ русский язык оказался потесненным, однако он устоял. Политических спекуляций на эту тему стало меньше. Растет оценка достоинств и значимости русского языка. И для России было бы непростительным не использовать это, не продвигать русский язык, не обеспечивать тем самым дружественное окружение.

     Эксперты бьют тревогу: Россия с поразительной беспечностью транжирит ресурс гуманитарного влияния, созданный её уникальной культурой.

     Только отвечая на культурный запрос, Россия может сохранять единое экономическое пространство с соседями, обеспечивать здесь своё влияние, защищать интересы русских, получать более подготовленных для интеграции в российскую среду трудовых мигрантов.

     И вот что КПРФ в связи с этим предлагает:

     — шире практиковать меры государственной поддержки в сфере пропаганды русского языка; существенно расширить поддержку международных и российских конкурсов поэтического и литературного творчества, исполнительского мастерства, способствующих сохранению и пропаганде культурного наследия России;

     — систематически исследовать отношение к русскому языку в странах СНГ и в самой России с подготовкой ежегодного доклада «Русский язык в России и в мире»; на научной основе анализировать процессы, негативно влияющие на состояние русского языка, искать способы исправления ситуации;

     — оказать всемерное содействие творческим союзам страны, осуществляющим целенаправленную деятельность с целью сохранения и приумножения достижений отечественной культуры;

     — разработать и обеспечить реализацию федеральной программы по адаптации и интеграции мигрантов в России;

     — всемерно способствовать деятельности российских вузов по созданию центров русской культуры и языка, проведению научно-практических конференций, осуществлению внутрироссийских и международных программ популяризации русского языка и культуры.

     Позиция Компартии Российской Федерации все эти годы оставалась неизменной: за сохранение культурно-исторического наследия ответственно государство. Эту задачу нельзя сбросить на местных чиновников, заваленных хозяйственными проблемами. Тем более не стоит уповать на бизнес, смысл существования которого один — получение прибыли.

     Программные положения КПРФ по проблемам культуры четко сформулированы.

     В 2002 году Г.А. Зюганов опубликовал свою работу «Глобализация и судьба человечества». Недавно она переиздана издательством «Эксмо» в новой редакции. В ней исследованы проблемы национальных культур в эпоху глобализации и вопросы духовной агрессии глобализма, даны оценки «массовой культуре» и другим явлениям.

     В 2004 году Х съезд КПРФ в резолюции «Коммунисты и русский вопрос» поставил проблему положения русского народа в России как одну из ключевых для современного российского общества. Был выдвинут целый ряд задач, включая защиту русского языка, борьбу с русофобией в политике и культуре, охрану исторических святынь и памятников русской истории.

     В 2006 году Всероссийская научно-практическая конференция «Коммунисты и русский вопрос» специально и многопланово рассмотрела этот комплекс проблем. Было подчеркнуто, что пребывание русского народа в условиях, когда растут смертность, безграмотность, разрушается единое культурное пространство, означает, что такой народ всё слабее может исполнять свою роль объединителя в обществе, где свыше ста народов и народностей.

     В марте 2007 года ЦК КПРФ провел специальный пленум «О задачах партии по защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России». Основной доклад на нем сделал лидер партии. На пленуме прозвучали выступления видных ученых, деятелей культуры, представителей творческих союзов.

     Важной частью борьбы КПРФ за русскую культуру и русский язык, за сохранение культуры всех народов России стала её образовательная политика. Партия и её фракция в Госдуме активно и долгое время результативно боролись против экспериментов над нашим образованием, которые вот уже полтора десятилетия внедряются то по ельцинским лекалам министром Филипповым, то по путинским лекалам министром Фурсенко. Вот и сейчас наша фракция вносит свой законопроект «Об образовании», альтернативный правительственному.

     Организуя крупные торжества, КПРФ приглашает такие прославленные коллективы, как Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А. Александрова, Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России, хор имени Пятницкого.

     Партия сотрудничает с такими мастерами слова и деятелями культуры, как Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Егор Исаев, Николай Губенко, а также с династией художников Кугачей... Всех не перечесть.

     Во фракции КПРФ в Госдуме регулярно организуются художественные выставки. Депутаты-коммунисты всесторонне поддерживают творческую молодёжь.

     Надо правильно понимать и смысл борьбы КПРФ против попыток очернить советскую историю, перелицевать Знамя Победы, расправиться с ленинским Мавзолеем, разрушить мемориал у Кремлевской стены. Это борьба не только за символы, это борьба за сохранение исторической памяти.

     Ведь именно Ленин создал государство, молниеносно поборовшее неграмотность, первым отправившее посланца Земли в космос. Государство, население которого ещё 30 лет назад смотрело стереофильмы. Те самые фильмы, показ которых после кэмероновского «Аватара» воспринимается сегодня как удивительная новинка во всем мире. Именно советские разработки лежат в основе современных 3D-фильмов.

     Вот почему борьба с советской историей воспринимается нами как месть за то, что обруганная за ГУЛАГ Советская власть на поверку оказывается многократно гуманнее власти сегодняшней.

     Все помнят ситуацию с памятником советскому воину в Таллине. Но может ли быть Россия убедительна на международной арене в таких конфликтах? Монументы павшим у нас в стране находятся зачастую не в должном состоянии. Множатся факты вандализма в отношении памятников советской эпохи. Опять поднимается волна переименований. Кинематограф выдает на-гора псевдоисторические «шедевры», унижая наших отцов и дедов.

     Развязана прямо-таки война со своей историей. Её цель — уничтожить историческую память о СССР. Эта война ведет в тупик.

     Цель любой модернизации — преодолеть возникшее отставание в развитии от других стран. Но этот отрыв преодолевается путем принятия и активного использования научно-технических достижений на своей, национальной почве. Подлинные успехи прогресса всегда плотно связаны с развитием национальной культуры и национальных традиций. Так было при Петре Первом. Так было во времена Ломоносова, 300 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. И, конечно, так было в годы Советской власти. Это одна из тех причин, почему КПРФ призывает объединяться вокруг идеи защиты нашей культуры, нашей науки, нашего образования и нашего русского языка.

На пороге века социализма

     Сергей ОБУХОВ, член Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

     Проблема статуса русского языка в современном российском обществе не столько культурологическая, сколько политическая. И КПРФ как политическая партия, начертавшая на своих знаменах и в программных документах задачу представления и защиты интересов русского государствообразующего народа, не может в своей повседневной деятельности быть в стороне и от общественных дискуссий, и от политической борьбы по данной проблеме.

     ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ одним из важнейших, а может, и самым важным консолидирующим признаком идентичности нации. Защищая статус русского языка как государственного и средства межнационального общения, КПРФ защищает основы нашего национального бытия и государственности.

     Часто в последнее время вспоминается известная фраза русского философа А. Зиновьева о либералах-западниках: целили в коммунизм, а попали в Россию. Действительно, целились в коммунизм, а уничтожили СССР, историческую Россию, великую державу, разделили русский народ. И как следствие — нанесли мощный удар по русскому языку. И теперь мы все сокрушаемся, что уже один русский язык в Российской Федерации, другие нормы внедряются на Украине, третьи — в Белоруссии или Молдавии.

     Но сегодня ситуация неблагоприятная для развития русского языка в самой Российской Федерации. На слушаниях в Думе нам рассказывали о необходимости поддержки псковского говора. В переписные листы внесли для самоопределения граждан такие «национальности», как «поморы» или «казаки». В Краснодарском крае обсуждается проблема изучения «кубанской азбуки» и своего языка — кубанской «балачки». Помните тиражирование с парламентской трибуны таких поэтических строчек: «Не упрекай сибиряка, что держит он в кармане нож. Ведь он на русского похож, как барс похож на барсука».

     Добро бы речь в указанных примерах шла только о проблемах краеведения или этнографических особенностях внутри единой русской нации. Но нельзя не видеть, как определенные силы, уже на политическом уровне, предпринимают попытки дезинтеграции русской нации внутри Российской Федерации.

     Для того, чтобы понять, что с нами происходит и как изменить трагическую ситуацию, в которой оказались историческая Россия и русские, нам сегодня нередко напоминают образное выражение, которое использовал «архитектор перестройки» Яковлев. Он хвастался: «мы сломали хребет» коммунизму, советскому строю, а также русскому народу и русскому языку. А страна со сломанным позвоночником, как и человек, может только хрипеть, матерно негодовать, но не может активно действовать и противостоять грабителям и насильникам. Кстати, не потому ли мы все бьём тревогу по поводу засорения русского языка ненормативной лексикой даже на уровне официальных СМИ, политики, учреждений культуры?

     Конечно, противодействие всем негативным явлениям в сфере применения русского языка от СМИ до госучреждений возможно и должно быть на уровне государственной политики. Но правящая партия «Единая Россия» не в состоянии проводить такую линию и скорее всего не желает, так как укрепление статуса русского языка в Российской Федерации — это одно из средств для «сращивания позвоночника» русской нации, сломанного в результате горбачёвско-ельцинской перестройки и реформ.

     А для «сращивания позвоночника» нашей исторической государственности и разделенной русской нации сегодня есть два мировоззренческих средства. Первое: восстановление правды о Великой Победе и на этой основе возрождение в национальном сознании ключевых советских ценностей. Второе: борьба за подобающий статус русского языка как языка государствообразующей нации. Без этого невозможно сохранение нации, нашей идентичности и выживание России, будущего Союза.

     Мы, коммунисты, провозгласили в программных документах партии своей целью возрождение русского языка и возрождение русской нации, других коренных российских наций. На XIII съезде КПРФ была принята программа по русскому вопросу. В ней определено отношение к русофобии как к экстремистским проявлениям разжигания межнациональной розни, обращено внимание на диспропорцию представительства русских в государственных органах управления снизу доверху, уделено большое внимание защите русского языка.

     Защита наших соотечественников за рубежом, равенство русских в информационной культурной сфере, равенство для русских и всех народов России в области предпринимательства — вот еще положения программы действий по русскому вопросу, которую мы реализуем.

     Мы, коммунисты Российской Федерации, понимаем, что русский вопрос в России появился не сегодня и не вчера, и опираемся в своих действиях на богатый опыт предшественников. Ведь в том или ином историческом обличье русский вопрос в более или менее политизированном виде возникал, по меньшей мере, на протяжении тысячелетия. Его знала Русь еще в XII — XIII веках, когда начала подниматься волна протеста против такого «побочного» явления христианизации, как греко-византийское засилье. Как реакция на это иностранное влияние тогда, под сенью великокняжеских теремов, под эгидой великих князей, шло частичное возрождение языческих обрядов, символов, художественных образов, которое было прервано монголо-татарским нашествием, что воспринималось, как писали летописи, наказанием «за грехи наша».

     Русский вопрос решала и послепетровская Россия, истерзанная бироновщиной, ответом на которую на интеллектуальном уровне стала разработка русской национальной идеологии Ломоносовым (300 лет со дня рождения исполняется в этом году), а на высшем государственном — кадровая, так сказать, политика Елизаветы Петровны, выметавшей иноплеменных захребетников из всех щелей госаппарата того времени.

     А затем — еще более последовательная и жестко идеологизированная линия Екатерины Великой, вводившей при дворе русский народный наряд, окружавшей себя русскими государственными мужами и бескомпромиссно проводившей в жизнь курс на восстановление геополитической целостности России, утраченной со времен золотоордынского ига: были возвращены Крым, Белоруссия, украинские земли.

     Следующий шаг был совершен в духовной, культурной сфере Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, создавшими и тот русский язык, что жив до сих пор, и национальную литературную и поэтическую традицию. Одни пушкинские сказки, запечатлевшие следы индоевропейского эпоса, дорогого стоят. Как и концепция исторического предназначения России, над которой столько работал Тютчев.

     Затем пришли славянофилы, подведшие научную базу под многие из наработок прошлого и сумевшие поставить на современную им интеллектуальную почву сам русский вопрос, выделив его из массива общественных российских проблем.

     Однако вопрос этот так и не был решен. Николай II решения принимал на уровне, как сегодня бы сказали, пиара: балы в русских кокошниках не повернули отрекшуюся от традиционной духовности правящую элиту.

     Полоса глобальных революционных потрясений настолько разъединила русский народ и власть, что для русского государственного спасения грянул Октябрь 1917 года. Мы прекрасно помним, как русский вопрос был поднят в послевоенные годы и оказался почти утвержден И.В. Сталиным в качестве символа эпохи. Тогда восстанавливалась государственная символика, из забвения поднимались ключевые исторические фигуры, на социали-стический лад воссоздавались общинные начала в колхозном уже селе, из опалы возвращалось православие…

     Вот та великая историческая традиция, в которую сегодня обязана вписаться КПРФ, выдвигающая в качестве своей непосредственной задачи подъем национально-освободительного движения в нынешней России в соединении с борьбой за социалистическую перспективу.

     Именно поэтому КПРФ проводит сегодня Народный референдум по ключевым вопросам национальной повестки дня, предлагает проект «Россия-2017», основные лозунги которого: «ХХI век будет русским!», «Россия будет великой и социалистической!»

     Коммунисты в практическую плоскость ставят сегодня следующую задачу: необходимо вернуть народу украденную страну, Родину, государство, великий и могучий русский язык!

Из рекомендаций «круглого стола»

     1. Рекомендовать правительству РФ, депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации ФС РФ:

     — учредить памятную дату День русского языка — 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина.

     2. Рекомендовать правительству РФ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно до 1 февраля утверждать программу мероприятий по проведению Дня русского языка. Предусматривать в программе:

     — показ и трансляцию на всех государственных теле- и радиоканалах художественных программ, составленных из лучших произведений русской классики с использованием богатейшего собрания Гостелерадиофонда;

     — выступление по телевидению и радио наиболее авторитетных деятелей русской культуры с размышлениями о русском слове, его традициях и нынешнем состоянии, о необходимости его защиты;

     — проведение конкурса в школах и других учебных заведениях на лучшее сочинение о русском языке. Итоги подводить к Дню русского языка, широко рассказывая по телевидению, радио и в других средствах массовой информации о юных победителях и наиболее интересных их работах;

     — проведение конкурса на лучшее исполнение русской поэзии, прозы, на лучший спектакль по классической русской драматургии. Подводить итоги этого конкурса к Дню русского языка, организуя соответственно широкий рассказ о них в средствах массовой информации;

     — организацию массовых праздников, фестивалей, выставок, творческих конкурсов, где должны звучать классические произведения русской литературы, театра и музыки, русские народные и советские песни с представлением лучших произведений русской живописи, скульптуры и других видов изобразительного искусства.

     3. Рекомендовать правительству РФ:

     — обеспечить разработку проекта федеральной целевой программы: «Русский язык (2011—2015 годы)»;

     — разработать меры государственной поддержки и морального поощрения за деятельность в сфере пропаганды, поддержки и развития русского языка;

     — организовать постоянные исследования состояния русского языка в странах СНГ и регионах Российской Федерации с подготовкой ежегодного доклада «Русский язык в России и в мире»;

     — разработать и обеспечить функционирование федеральной программы по адаптации и интеграции мигрантов в России.

     4. Рекомендовать Министерству культуры РФ:

     — существенно расширить поддержку международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов поэтического и литературного творчества, сценического и исполнительского мастерства, способствующих сохранению и пропаганде культурного наследия России.

Из выступлений участников дискуссии

     Всеволод ТРОИЦКИЙ, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, доктор филологических наук, профессор:

     — Стандарты, которые навязываются сейчас, в том числе и в образовании, разрушают то, что называется творческим восприятием языка.

     Недруги России старались это сделать и раньше. Ещё в 1911 году предлагалось испортить русский язык, преодолеть Пушкина, объявить мёртвым русский быт.

     Сегодня не только законотворческие материалы, но и многие документы, книги свидетельствуют о том, что уровень языкового овладения предметом снизится необыкновенно.

     Уроками прошлого пренебрегают в первую очередь те, кто сейчас реформирует наше образование. Вот против этого прежде всего и нужно восставать. Навязывая нам практическое обезъянничанье, забывая наши величайшие традиции в сфере образования, науки, культуры, литературы, мы по существу не даём людям возможности узнать русский язык.

     По степени владения родным языком наша массовая школа стала в целом школой колониального уровня. За последние 20 лет в России разрушена научная система изучения словесности в школе. Там недопустимо сокращено количество текстов для изучения. Небольшой пример. Если раньше школьники изучали тридцать басен Крылова, не считая тех, которые предлагались для внеклассного чтения, то теперь — только четыре. Катастрофически уменьшено количество часов по русскому языку и литературе. Это явление можно назвать только так: преступление перед школой.

     Неумение сколько-нибудь ясно выразить свою мысль и даже пересказать текст наблюдается сегодня даже на филологических факультетах, где программы по филологическим дисциплинам возмутительно урезаны.

     Что же получается, уважаемые соотечественники? Мы словно сами совершаем крупную информационную диверсию по снижению интеллектуального и культурного уровня любимой нами страны.

     Непонимание или недооценка сказанного может иметь катастрофические последствия. Увы, мнение специалистов по этой проблеме уже давно не востребовано. Устроители реформ руководствуются взглядом на образование как на сферу услуг и подчиняются лишь примитивным командам господина доллара.

     Пётр АБРАМОВ, актёр Государственного академического Малого театра России, кандидат филологических наук:

     — Совсем недалеко отсюда находится старейший российский театр — Малый театр, который на своих подмостках уже больше 200 лет сберегает русское слово.

     Чрезвычайно приятно вспомнить, что в течение всего советского времени дикторы Центрального радио и телевидения стажировались у актёров Малого театра. Наступившая страшная и тревожная эпоха очень больно ударила по вековому зданию культуры русской речи. Множится племя переводчиков, литературных синхронистов, которые бойко говорят на иностранных языках, но безобразно владеют русским. Корявые обороты, не свойственные русской речи, проникают на телевидение и радио. Там мы русскую речь практически не слышим в том эталонном варианте, в котором она звучала всего каких-то 20 или 30 лет назад. Напрочь исчезла кантилена, напрочь исчезли русские обороты. Наш язык сегодня нуждается не только в изучении, но и в спасении.

     Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал великие строки, которые нам всем известны со школьной скамьи, и я хотел бы их напомнить: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

     Николай НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования:

     — Настало время к судьбе русского языка привлекать общественное внимание.

     В разных странах существуют специальные организации, которые и в своём государстве, и за его пределами занимаются пропагандой своего языка и культуры. Это Институт Гёте; это «Французский Альянс»; это «Британский совет»; это Институт Сервантеса.

     Я называю эти институты, чтобы напомнить, что руководство ими осуществляется зачастую на самом высоком уровне. Например, попечительский совет Института Сервантеса, который призван распространять в мире испанский язык и испаноязычную культуру, возглавляет король Испании Хуан Карлос.

     А вот, пожалуйста, закон об использовании французского языка, принятый во Франции. На самом-то деле речь в нём идёт о защите языка. Допустим, если в каком-то французском кинотеатре будет явное превалирование не франкоязычных фильмов, его ждут серьёзные санкции. Может быть, что-то подобное стоит сделать и у нас?

     Юрий ВОРОТНИКОВ, заместитель председателя Российского научного гуманитарного фонда:

     — Русский язык не просто средство общения и мышления русского народа, не только культурное его наследие, он является домом бытия русского народа. И в этом доме бытия, увы, не всё благополучно.

     Недавно у нас была дискуссия относительно того, чем является стёб в нашем современном быту, в нашей жизни. Стёб — это одна из основных опасностей в первую очередь, конечно, для молодёжи. Стёб сравнивали с иглой, на которую средства массовой информации сажают нашу молодёжь. Всё это правда. И вот с этим, мне кажется, мы все дружно должны бороться.

     Но, борясь со стёбом, мы ни в коем случае не должны перехлестнуть и начать бороться с тем языком, который Корней Иванович Чуковский определил как «живой, как жизнь». Не дай бог нам начать воевать с живыми веяниями в русском языке.

     Русский язык — это дом бытия и тех народов, которые в истории нашей страны шли рядом с русским, и тех, кто продолжает с ним идти в составе одной страны сейчас, и тех, кто волею судеб оказался за границами России. И забота об этом языке — дело не только наше, но и тех, кто на русском языке говорит во всем мире.

     Лариса ШЕВЦОВА, заведующая кафедрой русской литературы Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, доктор филологических наук, профессор:

     — Язык — это духовная категория, выражающая уровень нравственного и интеллектуального развития человека и народа в целом. К сожалению, эта сфера сегодня объявлена зоной личного выбора обучающегося. Уже происходит быстрый и неотвратимый обвал ценосознания нашего народа.

     Уровень языковой культуры по аналогии с сообщающимися сосудами кардинально влияет и на уровень жизнедеятельности народа по всем её линиям. Вот почему в своё время Ломоносов, будучи физиком, химиком, географом, почти сразу же приступил к созданию грамматики и риторики, которые учили толково мыслить, говорить и писать.

     Оттеснение словесности на задворки (а именно это предусматривает наше сегодняшнее законодательство) и те проекты, реформы, которые предлагают реализовать в школах и в университетах, дорого обойдутся нашей стране. Чиновники, ратующие за перевод русского языка и литературы в разряд малозначащих предметов, не могут или не хотят понять, что язык — это основное орудие мысли, а значит, важнейший инструмент производственного и всякого другого успеха.

     Георгий ВАСИЛЕВИЧ, директор Пушкинского музея-заповедника «Михайловское»:

     — В пушкинском, в русском понимании язык — это народ. Поэтому мы сегодня говорим о себе, о своём прошлом, настоящем и будущем. Что, кроме поэтического слова, ёмкого, точного, собирающего в себе всю глубину и всю громадность многовековой русской жизни, можно предложить в качестве спасения?

     Двумя руками голосую за то, чтобы 6 июня было Международным днём русского языка и одновременно Пушкинским днём России. Это два начала, которые органично прорастают одно в другое.

     Но хочу обратить ваше внимание и на то, что до сих пор не завершена работа над законом о культуре. Язык и культура — это основа. Основа! И мне очень хочется, чтобы мы собирались здесь как можно чаще по поводу принятия тех основополагающих законов, без которых у русской культуры и у русского языка будущего просто не будет.

     Валентина АКСЁНОВА, директор государственного образовательного учреждения — средней общеобразовательной школы с этнокультурным русским компонентом образования № 1073 г. Москвы:

     — Важнейшей образовательной целью педагогов нашей школы всегда было воспитание патриотизма у детей, привитие им любви и уважения к своей Родине, к русскому языку, славянской культуре. Попытка копировать Запад, Америку сводится к тому, что русские люди теряют свою культуру, самобытность, традиции. Нужно убирать все эти наносы.

     Поэтому наши учителя в процессе преподавания, будь то математика, биология, география, физика, используют примеры русской научной мысли, элементы культурной и духовной жизни народа.

     Центральное место в учебном плане у нас, конечно, занимают русский язык и литература. Ведь образовательно-воспитательное значение русского языка трудно переоценить, так как у русского народа поразительна вера в силу слова.

     За 19 лет существования школы результаты впечатляют: 20 процентов выпускников — медалисты, почти стопроцентное поступление наших воспитанников в вузы, и в основном на бюджетные места. Наши ученики регулярно становятся призёрами городских и всероссийских конкурсов. В школе никто из ребят не курит, нет наркомании и пьянства, нет состоящих на учёте в милиции. Совсем недавно школа была награждена почётной грамотой Мосгордумы «За заслуги перед городским сообществом».

     Да, школа стремится дать знания и навыки детям, научить их слушать, правильно говорить, читать и писать на русском языке. Но это делать сегодня всё сложнее и сложнее.

     Если вы зайдёте на любой общественный форум в Интернете и почитаете разговоры школьников, когда они общаются между собой, то ужаснётесь, потому что русских слов там едва половина. Поэтому праздник русского языка больше чем просто нужен — он необходим, пока мы не превратились в какой-нибудь 51-й штат.

     Виктор КОЖЕМЯКО, политический обозреватель газеты «Правда», член Союза писателей России:

     — Что сегодня слышат дети? Слышат ли они песню русскую, русские былины, сказки? Нет этого на телеэкране. А это им нужно, как материнское молоко. Вот во время войны, казалось бы, самое ужасное время, да и в предвоенные и первые послевоенные годы эфир был заполнен русской поэзией, русской песней, прекрасной советской песней.

     Возьмите записную книжку Зои Космодемьянской, и вы там прочитаете переписанное её красивым почерком «Бородино» Лермонтова. Вот когда рождался подвиг Зои, вот из чего он рождался! Есть в её записной книжке строки Пушкина и Льва Толстого. Так воспитывалось поколение победителей.

     У меня недавно вышла книга бесед с выдающимся нашим мыслителем Вадимом Валериановичем Кожиновым «Уроки русского». И вот там в наших беседах он много говорит о том, что во время войны вместе с народом и Красной Армией победили и наше русское слово, наша русская культура.

     А послушайте нынешних государственных лидеров, как они говорят. Когда Сталин говорил, у него звучали и Пушкин, и Гоголь, и Салтыков-Щедрин, и Толстой. А у этих: «мочить в сортире», «ни фига», «ни хрена», «ни шиша» — это всё примеры из речей нынешних руководителей нашего государства.

     Январь минувший по праву мог бы быть назван месяцем Николая Рубцова — великого русского поэта. 3 января исполнилось 75 лет со дня его рождения, а 19 января 1971 года, 40 лет назад, он трагически погиб. Помните: «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат берёзы...» Это великий национальный поэт. Но наше телевидение ни 3 января, ни 4-го, ни 5-го, ни 19-го не посвятило ему ни одной передачи. Даже на канале «Культура» не прозвучали его стихи, истинно русские стихи.

     До этого отмечалось 170 лет со дня рождения величайшего национального русского композитора Модеста Мусоргского. На телевидении по этому поводу та же самая тишина. Тот же молчок в телеэфире и в дни юбилеев композитора Георгия Свиридова, писателей Валентина Распутина, Василия Белова — много выдающихся русских имён здесь можно перечислять.

     Мириться с этим нельзя!

     Анна ШАТИЛОВА, народная артистка России, диктор Центрального телевидения СССР:

     — Мне хотелось сразу после Виктора Стефановича подойти к микрофону, потому что каждому его слову можно аплодировать. И полностью с ним, я вижу, согласен весь зал.

     На советском телевидении к слову и к словарю отношение было трепетное, без этого нельзя. Но сейчас!..

     Вот выступает на радио «Сити ФМ» называющий себя журналистом и писателем небезызвестный Дмитрий Быков… Но кто ему дал право на всю страну в микрофон говорить: «Ой, это офигеть, офигеть!» или: «Да, я припрусь к вам». А Жириновский Владимир Вольфович, уважаемый, казалось бы, депутат. А что он говорит? Дескать, мат надо узаконить, чтобы он звучал свободно, мат, мол, выразителен, как никакое другое слово. Потом берут интервью у Ирины Хакамады, которая не любит «эту страну». Понимаете, не нашу страну, а эту. (Они, кстати, всегда именно так и говорят: «Эту страну».) Хакамада тоже упивается: мы знаем, что русский мат круче всех матов на свете…

     Словом, не знаю, куда мы «котимся». Так теперь, кажется, надо говорить?

     Айталина БАИШЕВА,учительница кочевой школы села Тополиное Республики Саха (Якутия), член правления Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, президент Фонда «Славянский мир»:

     — Примите большой привет из Якутии, из моего маленького села Тополиное, где компактно проживает один из малочисленных народов Севера — эвены.

     Я не русская, но я, как и вы, тоже люблю русский язык. Я тоже хочу говорить грамотно и учить своих детей грамотности и культуре русского языка.

     Языковая политика в Республике Саха (Якутия) — это составная часть государственной политики, и направлена она на развитие языков во всех сферах жизни общества, на создание условий для гармоничного взаимодействия русского языка с языками других народов республики.

     Галина ЕГОРОВА, председатель Комитета Волгоградской городской думы по образованию:

     — Я из Сталинграда. В Сталинграде уже четвёртый год проводится общегородской праздник — День русского языка. Имя человека, в честь которого праздник был учреждён городской Думой, — Олег Николаевич Трубачёв. Родился он в нашем городе в 1930 году. Это всемирно известный академик, славист, автор многотомного этимологического словаря славянских языков.

     У нас открыт Музей истории русской письменности, который, несмотря на то, что находится в подвальном помещении, является самым посещаемым из всех музеев города.

     Единственная наша мечта, чтобы этот праздник стал общегосударственным. 

     Владимир АННУШКИН, зав. кафедрой русской словесности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель российской ассоциации риторики:

     — 1945 год. Виктор Владимирович Виноградов — выдающийся филолог-русист — пишет книгу «Великий русский язык». Вот оно, настроение общества. Екатерина Великая. Чем она занималась в конце ХVIII века? Всех учёных, в том числе технических направлений, всех поэтов посадила писать словарь. С какой целью? С целью чистоты русского языка.

     Мы с вами проиграли великую страну, потому что у нас была слабая филология. Мы с вами проиграли американской риторике и сейчас живём по её модели.

     Что есть риторика? Учение об убедительной речи? Но в убеждении можно обманывать. О речи целесообразной? Но цели могут быть разными. О красоте речи? Но красота может быть ложной. А что такое политика? Политика есть искусство объ-единять людей. А чем можно объединить людей? Только словом.

     Язык основывается на нравственности. Если нет нравственного понятия о добре, справедливости, подлинной любви, красоте, истине, то общество не может жить благополучно.

     Ксения СМОЛИНА, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук:

     — Заимствования просто лезут в наш великолепный русский язык. Кстати, они были всегда, начиная с ХI века. Вспомним хотя бы петровскую эпоху, когда в наш язык пришли новые слова, связанные с наукой, с армией, с флотом. Потом эти слова стали для нас родными. Когда вместе с понятиями в язык проникают заимствованные слова — это одно дело. А что сказать, когда, например, в одном из столичных магазинов слышишь такую рекламу: покупайте, у нас есть всё для гламура и фешна. Ну при чём тут какой-то гламур и фешн, когда есть замечательные русские слова: прекрасный, великолепный.

     День русского языка нам необходим. И когда будет внесён этот законопроект в Государственную думу, неужели кто-то будет голосовать против?

     Сергей КАЗИМОВ, представитель Русской общины города Севастополь (Украина):

     — Русская община Севастополя — это 96 процентов русскоговорящего, пока ещё русскоговорящего, города. Каждая пядь севастопольской земли полита русской кровью. Незримая оборона Севастополя ведется и сегодня. Только её целью являются русский язык и русская культура. Мы на себе остро ощущаем, как насильственно пытаются их выжить из школ, как пытаются их уничтожить в сердцах, в первую очередь — молодёжи. И в этом деле Русская община Севастополя вместе с Компартией ведёт просветительскую работу: в школах организует кабинеты русского языка и русской культуры.

     Год назад мы решили провести международный открытый литературный конкурс-фестиваль «Души прекрасные порывы» в Севастополе. Больше 30 писателей и поэтов из России, других стран, в том числе работник аппарата ЦК КПРФ Юрий Петраков, были членами жюри. Школьники со всех концов мира прислали нам несколько сотен своих работ. Оказывается, русский язык интересен не только в России и на Украине, его хотят знать ребята из Германии, Израиля, Америки, из множества других уголков Земли.

     Мы с этим проектом, приуроченным к 190-летию посещения Александром Сергеевичем Пушкиным городов Крыма, обращались и в правительство Москвы, и в Институт стран СНГ. Везде были и понимание, и желание содействовать, но только реальной помощи мы не получили.

     Я хочу обратиться к представителям КПРФ: пожалуйста, принимайте закон о Дне русского языка. Для нас он бы стал искрой в борьбе за продвижение и отстаивание русского языка. 

 
« Пред.   След. »

Рейтинги

Статистика