Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Коммунисты Псковской области обратились к Президенту РФ в связи с бедственными положением на селе Печать
08.02.2011 г.

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

«О бедственном положении села в Псковской области и необходимости государственной поддержки для его спасения»

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

     Коммунисты и представители общественности обращают Ваше внимание на бедственное положение села в пограничной Псковской области.

     За последние двадцать лет псковское село фактически превратилось в зону социального бедствия. В каждой седьмой деревне не осталось жителей. Большинство коллективных хозяйств уничтожены. Две трети оставшихся сельхозпредприятий являются убыточными. Общая численность работников, занятых в сельхозпроизводстве, уменьшилась более чем в 5 раз. Настолько же сократилось поголовье коров, свиней, овец и коз. Произошло резкое сокращение материально-технической базы АПК области. Количество тракторов уменьшилось в 6 раз, зерноуборочных комбайнов - в 10 раз, картофелеуборочных комбайнов в 25 раз.

     Это катастрофически сказалось на объемах сельхозпроизводства. Посевные площади сокращены в 3 раза. До полного упадка доведено растениеводство. Сбор ржи сокращен в 21 раз, пшеницы - в 9 раз, льна-долгунца - в 13 раз, картофеля - в 3 раза.

     Происходит стремительное уничтожение объектов сельской инфраструктуры. Количество дошкольных учреждений сократилось в 9 раз, школ - в 2,6 раза, клубов - в 2 раза. Численность сельского населения уменьшилась на треть, а это 100 тысяч человек. Смертность на селе в 2,5 раза выше, чем в городах.

     В тоже время в граничащей с Псковщиной Витебской области Республики Беларусь за это время построено 256 современных агрогородков и ведется строительство еще 37-ми. Все они обеспечены полным набором объектов социальной инфраструктуры и производственного назначения.

     В настоящее время объемы производства в Витебской области превосходят псковские результаты по сбору зерновых в 25 раз, картофеля - в 10 раз, производству мяса - в 6 раз, молока - в 3 раза.

     Этот успешный пример соседнего с нами региона, сопоставимого с Псковской областью по базовым параметрам, демонстрирует возможность возрождения нашего псковского села. Пленум Псковского обкома КПРФ обращается к Вам, к Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением оказать целевую государственную поддержку Псковской области в возрождении села. Ведь Псковский край является историческим центром русской государственности и культуры, а также лицом России на Западе и вправе рассчитывать на помощь государства в условиях социального бедствия. Наши предложения о мерах по спасению села прилагаются.

     По поручению коммунистов и общественности Псковской области,

Депутат Госдумы
В.С. Никитин.

* * *

Постановление III (январского) пленума Псковского обкома КПРФ
«О бедственном положении села в Псковской области и путях его спасения»

     Заслушав и обсудив доклад секретаря Псковского обкома КПРФ А.А.Рогова «О бедственном положении села в Псковской области и путях его спасения», пленум обкома КПРФ отмечает, что в результате умышленного развала агропромышленного комплекса страны и уничтожения крупных коллективных хозяйств качество жизни сельских жителей Псковской области находится на катастрофически низком уровне.

     Коммунисты Псковской области констатируют, что на сегодняшний день проблемы жизни сельского населения в Российской Федерации поднимает и предлагает конкретную программу возрождения села только одна политическая сила – Коммунистическая партия Российской Федерации. Это видно на примерах материалов VII пленума ЦК КПРФ «Спасение села – залог экономического и духовного возрождения России», воззвания Центрального комитета КПРФ к гражданам России «Спасение российской деревни – долг каждого», круглого стола фракции КПРФ в Государственной Думе «Чужим хлебом сыт не будешь», круглого стола фракции КПРФ в Псковском областном Собрании депутатов «О проблемах экономического, духовного и социального развития сельских районов Псковской области и путях их решения».

     Невозможно далее не замечать, что в России утрачена продовольственная безопасность, а сельское хозяйство откатилось в своём развитии на многие десятилетия назад. Целенаправленное разрушение колхозов и совхозов стало причиной деградации не только сельскохозяйственного производства, но и российского села в целом.

     Это подтверждается официальными цифрами статистики. К началу 1990 года Псковская область входила в число 10 лучших регионов России по производству продукции животноводства – молока и мяса – на душу населения. Число колхозов и совхозов составило 377 единиц, в сельскохозяйственном производстве было занято около 80 тысяч человек.

     За двадцать последних лет число сельскохозяйственных организаций уменьшилось в 1,5 раза - до 270. Но из общего числа уцелевших сельхозпредприятий всего 98 являются прибыльными, остальные 172 хозяйства убыточные. При этом 20 именно коллективных хозяйств из числа тех, которые работают с прибылью, обеспечивают более 80 процентов реализации всей сельскохозяйственной продукции области.

     Общая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшилась более чем в 5 разк 2010 году осталось менее 14,5 тысяч человек.

     Сегодня очевидно: преднамеренно разрушая крупные сельскохозяйственные организации, государство не оказало должной значимой поддержки крестьянским и фермерским хозяйствам, которые, по словам реформаторов, должны были заменить колхозы и совхозы. А на деле к 2010 году удельный вес фермерских хозяйств области в общем объёме производства основных видов сельскохозяйственной продукции составил: по картофелю – всего 12,3%, по овощам – 6,4%, по зерну – 3,1%, по молоку и мясу - около 1 %.

     До полного упадка доведено растениеводство. По сбору пшеницы падение с 76 тыс. тонн до 8 тыс. (в 9,5 раз), ржи – с 80 тыс. тонн до 3,8 тыс. (в 21 раз), льна-долгунца (на волокно) – с 3,4 тыс. тонн до близких к нулю - 0,26 тыс. (в 13 раз).

     Валовой сбор картофеля сократился в 3 раза: с 288 тыс. тонн до 95,6 тыс.

     Более чем в 3 раза сокращены посевные площади: с 875 тыс. га в 1990 году до 278 тыс. га в 2010 году; 596 тыс. га в настоящее время заброшены и зарастают бурьяном.

     При этом в области идёт активная скупка земель сельхозугодий. Зачастую никому не известными дельцами за бесценок приобретаются не только земельные паи, но и целые сельскохозяйственные предприятия, доведенные до состояния банкротства.

     Кроме того, есть серьёзные опасения, что в приграничных сельских районах через подставных лиц земля активно скупается иностранцами.

     Почти до полного упадка доведено животноводство. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 5 раз: с 555,1 тыс. голов в 1990 году до 113,9 тыс. голов к 2010 году.

     Динамика поголовья коров за этот же период – уменьшение так же почти в 5 раз: с 231 тыс. голов до 51 тысячи.

     Свиное стадо уменьшилось в 4,5 раза: 1990 год – более 326 тыс.; 2009 год – 69 тыс. Овцы и козы – уменьшение в 4,5 раза: 1990 год – 185 тыс.; 2009 год – 40 тыс.

     Произошло резкое сокращение материально-технической базы в АПК области.

     До 1990 года парк сельскохозяйственной техники ежегодно пополнялся в среднем 2600 новыми единицами тракторов и более 300 единицами зерноуборочных комбайнов. В 2010 году приобретено всего 54 трактора и 3 комбайна!

     Как следствие – в настоящее время недостаточная оснащённость села сельхозтехникой. В 1990 году мы имели в наличии 16826 тракторов, 2859 зерноуборочных комбайнов и 277 картофелеуборочных комбайнов. К 2010 году общее количество тракторов в области уменьшилось в 6 раз – осталось 2617 тракторов; количество комбайнов зерноуборочных уменьшилось почти в 10 раз – осталось 297 комбайнов; количество картофелеуборочных комбайнов уменьшилось в 25 раз – осталось всего 11 комбайнов!

     Вслед за колхозами и совхозами гибнет инфраструктура села. С начала 2000-го года в сельской местности не построено ни одного квадратного метра дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений культуры. Не введено в действие ни одного метра водопроводных и канализационных сетей.

     Напротив, происходит стремительное уничтожение объектов сельской инфраструктуры.

     Количество дошкольных образовательных учреждений в сельской местности сократилось в 9 раз: с 411 в 1990 году до 49 к 2010 году.

     Количество общеобразовательных учреждений сократилось в 2,6 раза: с 452 в 1990 году до 173 к 2010 году.

     Число учреждений культурно-досугового типа сократилось более чем в 2 раза: с 1990 года к 2010 году уменьшилось соответственно с 704 до 349.

     Вслед за инфраструктурой в нашей области происходит буквальное вымирание села. С 1990 года численность сельского населения уменьшилась почти на 100 тысяч: с 315 тысяч до 220 тыс. человек.

     В настоящее время из 8351 (общее число сельских населённых пунктов в области) более 1500 не имеют ни одного жителя.

     Результатами такой государственной политики на селе в Псковской области, как и в целом по стране, стали пьянство, рост миграции молодёжи и трудоспособного населения. Многолетнее негативное воздействие материальных лишений на селе порождает у сельских жителей постоянное состояние страха, неуверенности и бесперспективности жизни, что в свою очередь ослабляет их иммунитет и повышает смертность.

     Это подтверждается разницей коэффициентов естественной убыли сельского и городского населения – смертность на селе в 2,5 раза выше, чем в городах.

     Коммунисты Псковской области убеждены, что политика Правительства РФ в отношении Российского села не отвечает интересам наших граждан, не обеспечивает продовольственную безопасность страны и по сути своей является антинациональной и антинародной.

     Мы полностью поддерживаем выработанные и принятые на VII октябрьском (2010 года) пленуме ЦК КПРФ приоритеты аграрной политики государства.

     Так же обращаем внимание, что Псковская область является приграничной. И наши соседи не только союзное государство Беларусь, но и Евросоюз, большинство стран которого являются членами агрессивного блок НАТО.

     Нельзя допускать, чтобы приграничные территории опустошались, и в них не оставалось жителей. Поэтому мы предлагаем органам государственной власти и органам местного самоуправления Псковской области незамедлительно осуществить следующие мероприятия в сфере сельского хозяйства:

     - Обеспечить системный, комплексный подход к решению проблем социального, экономического и духовного развития сельских районов Псковской области.

     - Принять и направить в Правительство Российской Федерации обращение о недопустимости вступления в ближайшее время Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

     - Принять и направить в Правительство Российской Федерации предложения по изменению Земельного кодекса, законодательно закрепив земельные угодья в государственной собственности с последующей безвозмездной передачей их юридическим и физическим лицам для использования в сельскохозяйственных целях

     - Разработать и закрепить в областных целевых долгосрочных программах преференции и меры стимулирования для инвесторов, направляющих инвестиции в развитие сельских территорий области.

     - Провести слушания о мерах, принимаемых Псковским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк», по обеспечению необходимого и достаточного льготного кредитования сельскохозяйственных, фермерских и крестьянских хозяйства для содействия подъёма производства и прироста объёмов сельскохозяйственной продукции.

     - При принятии долгосрочных целевых программ по развитию сельского хозяйства Псковской области предусмотреть компенсационные выплаты сельхозпроизводителям на приобретение минеральных удобрений, известковых материалов, семян высоких репродукций и племенное дело в размере не менее 50% от денежных средств, затраченных хозяйствами на эти цели.

     - Рекомендовать областному государственному комитету по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию вернуться к существовавшей до 1 января 2009 года практике ежегодного установления льготных тарифов на электроэнергию и газ для организаций, осуществляющих свою деятельность в сельских территориях.

     - Сохранить субсидию на молоко в 2011 году не менее 2 руб. за литр. Законодательно закрепить данную норму на краткосрочную перспективу 2012-2013 годов.

     - Разработать и реализовать на территории области долгосрочную целевую программу по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих долгосрочные инвестиции в развитие основных фондов.

     - Прекратить политику укрупнения сельских волостей, обеспечивая сельским жителям предусмотренную действующим законодательством доступность волостных управленческих структур в пределах пешей доступности.

     - Прекратить ликвидацию учреждений медицины, образования и культуры в сельской местности, осуществляемую в рамках так называемой «оптимизации».

     - Добиваться исключения сельских учреждений медицины, образования и культуры из сферы действия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», направленного на коммерциализацию социальных муниципальных и государственных учреждений.

     - Сохранить дорожно-транспортную инфраструктуру на межпоселенческих территориях в сельской местности. На эти цели в консолидированном бюджете области на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов предусмотреть денежные средства отдельной строкой.

     - Разработать и осуществить меры государственной поддержки для организаций, оказывающих бытовые, почтовые и торговые услуги в сельских малонаселённых административных единицах.

     - Незамедлительно возобновить продажу лекарственных препаратов во всех сельских медпунктах.

     - Изучить и применить на практике опыт работы органов государственной власти и местного самоуправления Республики Беларусь по возрождению и развитию села.

     Псковское областное отделение КПРФ считает необходимым ставить вопрос о спасении нашего села как приоритетный, требующий мобилизации всех сил общества и энергии народа.

     Псковский областной комитет КПРФ постановляет:

  1.      Признать положение села в приграничной Псковской области социальным бедствием. Обратиться к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации с предложением оказать целевую государственную поддержку Псковской области.

  2.      Считать основные направления возрождения сельскохозяйственного производства, изложенные в семи приоритетах Постановления VII октябрьского (2010 года) пленума ЦК КПРФ, как действительно единственно возможный путь спасения русского села.

  3.      Предложить органам государственной власти и органам местного самоуправления Псковской области незамедлительно осуществить выработанные обкомом КПРФ мероприятия по спасению села.

  4.      Провести в феврале-марте 2011 года собрания городских и районных отделений КПРФ по обсуждению материалов VII октябрьского (2010 года) пленума ЦК КПРФ «Спасение села – залог экономического и духовного возрождения России», и III январского (2011 года) пленума обкома КПРФ «О бедственном положении села в Псковской области и путях его спасения».

  5.      Поручить Секретариату обкома КПРФ осуществить мероприятия по широкому освещению материалов работы пленума в печатных материалах и интернет- изданиях в целях широкого освещения его работы и принятых решений перед населением области.

  6.      Районным комитетам КПРФ активизировать свою политическую деятельность по росту численности партийных рядов на селе, созданию сельских первичных отделений партии и усилению массового протестного движения.

  7.      Контроль исполнения настоящего постановления возложить на Секретариат обкома КПРФ.

Первый секретарь
Псковского обкома КПРФ
В.С. Никитин.

 
« Пред.   След. »