Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Российский кинематограф и ТВ как показатели здоровья нации, или А дальше?.. Печать
17.07.2010 г.

    По будням вот уже второй десяток лет я – рядовой среднестатистический обыватель, включаю Первый канал, чтобы за завтраком узнать всего понемногу из последних новостей. В среду и пятницу ровно пять минут (с 7:25 до 7:30) для меня были почти святыми (помните песенку про «Пять минут», но это так, к слову), т.к. по ним выходила и сейчас благополучно выходит рубрика «Это кино» с постоянной ведущей Екатериной Мцитуридцзе. Но поскольку тема статьи лишь косвенно касается самой рубрики, я лишь замолвлю несколько самых важных, как мне кажется, слов о ней, а потом попробую перейти к главному. Я, как человек неравнодушный к отечественному кинопроцессу, остро переживаю периоды его застоя или упадка. И наоборот, радуюсь как малое дитя, получившее нежданно запретную вкусность до обеда – посмотрев фильм, что называется, на одном дыхании. Из тех, что «на одном дыхании» (которое всегда долгое) запомнились «Холодное лето 53-го», «Идиот», «Остров», «Мастер и Маргарита», «72 метра»… Если крепко задуматься, наберётся ещё с десяток лент. Не густо за двадцать-то лет…

     И вроде мы уверенно шагнули в век 21-й: высокие стандарты, 3-D графика, использование современнейших технологий, казалось бы, что мешает развиваться отечественной киноиндустрии? Да вот мешает, и не что-то эфемерное или присутствие так называемого «человеческого фактора», а его отсутствие. На мой взгляд, кино всё дальше и дальше уходит от живого человека к компьютерному (бесконечный конвейер мыльных опер и криминальных мелодрам по вечерам и выходным не в счёт). От духовной составляющей мы выбрали (или выбрали за нас?) материальную наполняющую, вместо души человека - его одёжку, вместо чистоты взгляда - вариативный, всегда броский макияж…

     Ведь с каких позиций нам преподносится та или иная киноновинка? «Рейтинг» и «кассовые сборы за неделю/месяц», сосчитанные непременно в долларовом или евро-эквиваленте. Согласно такой схеме вполне резонен вопрос-вывод: если в фильме отсутствуют навороченные спецэффекты, замешанные на графике, то это и фильмом назвать нельзя, так? Позвольте не согласиться?

     Простой, может, чересчур простой пример: с какой теплотой и жадностью я жду (мы - уверена, нас много - ждём) каждый Новый год рязановскую «Иронию Судьбы…»! Роман с этой лентой, как и с другими лентами тех давних лет – это роман на всю жизнь. Но каким же раздражением во мне отозвалась «Ирония-2», навязанная мощной рекламной кампанией и просмотренная из любопытства и наивной веры «а вдруг?..». Чуда не произошло. Произошла маленькая, ни для кого не заметная катастрофа непонимания с чередой недоумённых вопросов: «И это – фильм?! И это – наши старые добрые актёры?! А где обещанное, растиражированное до оскомины чудо встречи с Прекрасным?! А где сюжет?!.. Зачем было тревожить прах маэстро Микаэла Таривердиева и внаглую пользовать любимые с детства мелодии, которые упрямое сознание и память не желают «накладывать» на «новинку»?!..».

     То же раздражение, более усилившееся от лицезрения результатов сомнительной «моды на раскрашивание советских фильмов», появилось и после ленивого просмотра первых серий ленты о разведчике Максиме Исаеве. Я понимаю, что «молодым везде у нас дорога…», но не лучше ли идти не по проторенной мастерами старой актерско-режиссёрской школы дорожке, а по своей и с оглядкой, бережно осваивая и подкрепляя на практике главные, не отменимые временем и нововведениями уроки?

     Порой кажется, что «пир во время чумы», в котором выпало нам жить, не закончится никогда. И ржа однодневности и показушной «стрёмности» покрыла не только кинематограф (хоть и случаются в нем изредка удачи благодаря А.Герману, В.Бортко, В.Хотиненко… - мастерам ещё той, прежней закваски, гарантирующей неподдельность работы), но и телевидение, на котором культивируется малограмотная речь, плоский юмор, многосерийность, а нередко - откровенная тупость и ограниченность. Прамтайм отдан пустословью и криминалу, а то, что действительно достойно внимания человека и могло бы обогатить его ум и пробудить дремлющее сознание – показывается за полночь…

     Подлое, циничное, никак не заканчивающееся бремя спускаемой сверху вседозволенности, как же мы устали от тебя! Как же мы устали от себя, вынужденных тащить это бремя, впрягшись в собственную жизнь как в ярмо!..

Вита Шафронская (Псков)

 
« Пред.   След. »