Русский лад

Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Выступление депутата Госдумы В.С. Никитина Печать
28.04.2009 г.

на пленарном заседании Государственной Думы 24.04.2009 года по законопроекту "О внесении поправок в закон 
"О вынужденных переселенцах"

     Уважаемые коллеги! На первый взгляд представленный законопроект носит чисто формальный характер. Предлагается заменить термин "безвозмездные субсидии" на термин "социальные выплаты"., т.е. привести закон в соответствие с Бюджетным кодексом. Поэтому инициатором появления этого законопроекта является не ФМС России, а Министерство финансов.

     Но Правовое управление Государственной Думы подошло к оценке закона не формально, а по существу. В своем заключении оно обратило внимание депутатов, что в действующем законе (статья 7) безвозмездные субсидии выделяются вынужденным переселенцам на строительство (приобретение) в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в данном законопроекте предлагается убрать слово строительство, оставив только приобретение. А также заменить слова "в соответствии с законодательством РФ" на слова "в порядке, определяемом Правительством РФ". 

     Таким образом данный законопроект умаляет свободу граждан выбирать способ решения жилищной проблемы, оставляя только один - приобретение. С другой стороны он понижает уровень защиты данных прав граждан с федерального законодательства до уровня подзаконных актов.

     Фракция КПРФ разделяет тревогу Правового управления. Согласно статьи 55 Конституции в России не должны издаваться законы отменяющие или умоляющие права и свободы человека. Данный законопроект является ярким примером как Министерство финансов провоцирует Правительство и Государственную Думу на правовой произвол и усугубление социальных проблем в обществе. Сначала принимается подзаконный акт, не соответствующий закону и умаляющий конституционные права и свободы граждан, а потом оказывается давление на Госдуму узаконить этот правовой беспредел, те. стать его соучастниками. 

     Принятие данного законопроекта, умаляющего свободу выбора вынужденных переселенцев в способе решения жилищных проблем в условиях кризиса выглядит особенно цинично. Ведь закон затрагивает интересы 27-ми тысяч семей вынужденный переселенцев. Это почти 70 тысяч представителей коренных народов России, вынужденных после разрушения СССР покинуть новые государства СНГ и Балтии, а также граждан России, пострадавших в результате кризиса в Чеченской республике. Это те граждане России перед кем за тринадцать лет Правительство так и не выполнило предусмотренные федеральным законом государственные обязательства. 

     Можно ли отдавать судьбу переселенцев на откуп Правительству? Судите сами. Правительство с подачи Минфина трижды меняло порядок решения данной проблемы, а сейчас стремится сделать это в четвертый раз и каждый раз по принципу от плохого к худшему. Характерно, что в 2006 году, когда у Правительства значительно выросли доходы за счет высоких цен на нефть было сокращено финансирование жилищного строительства для вынужденных переселенцев и внедрен порядок не ускоряющий, а тормозящий обеспечение их постоянным жильем. 

     Эта тенденция реально видна на примере Рязанской области. Там с 1993 по 2001 год семьям вынужденных переселенцев предоставлялись беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья. В результате за 9 лет их смогли получит 1419 семей вынужденных переселенцев, т.е. по 158 семей в год. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования. Возвратные ссуды были заменены субсидиями из федерального бюджета. За пять лет их смогли получить всего 35 семей. А с 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми только на приобретение жилья. За три года их смогли получить всего 19 семей, т.е. по 6 семей в год. А в очереди стоит в Рязанской области 120 семей вынужденных переселенцев. При таких темпах данная очередь будет ликвидирована через 20 лет. 

          Важно подчеркнуть, что именно с 2006 года ФМС России и её территориальные органы лишены полномочий по выдаче и реализации государственных сертификатов для вынужденных переселенцев. Государственным заказчиком данной подпрограммы в программе "Жилище" определено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой).

     Характерно, что установленный Росстроем Порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия -Алания - 4,3 тысячи семей из 28,6. Это почти 15 процентов от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерации. Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с Порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году два сертификата. а в 2008 году - три. Таким образом, обустроены шесть семей из четырех с лишним тысяч. Это издевательство над здравым смыслом, ведь люди живут в ужасных условиях.

          Такая антигосударственная позиция Минфина и поддерживающих его органов приводит к тому, что данная проблема с каждым годом усугубляется. В результате не только у граждан России, но и у наших соотечественников за рубежом теряется доверие к Российскому государству. 

     Сейчас получают жилье те вынужденные переселенцы, кто встал в очередь в 1997 году, хотя по закону вынужденные переселенцы должны обеспечиваться постоянным жильем в течении пяти лет. В 2010 году заканчивается срок действия Программы "Жилище" и других подзаконных актов, нацеленных на решение этой проблемы. Федеральная миграционная служба, многие регионы России обращались в Госдуму с просьбой увеличить финансирование строительства жилья для вынужденных переселенцев, чтобы закрыть эту проблему полностью до 2011 года. 

          Фракция КПРФ передала лично Председателю Правительства Путину такие же предложения. В них подчеркнуто, что нерешение проблемы жилья для "старых" переселенцев станет непреодолимой преградой для реализации Госпрограммы содействия добровольному переселению российских соотечественников. Это подтверждено на практике. За три года действия данной программы вместо запланированных 150 тысяч согласилось переселиться только 10 тысяч человек. 

     Однако Правительство отказалось решить жилищную проблему вынужденных переселенцев до 2011 года. В бюджете на 2009-2010 годы на эти цели выделены средства, обеспечивающие жильем менее 2-х тысяч семей. Это значит, 25 тысяч семей останутся обманутыми государством. И в этих условиях Минфин стремится лишить этих людей возможности строительства жилья. А ведь строительство, особенно в сельской местности, может обойтись переселенцу и государству дешевле. 

          Фракция КПРФ предлагает депутатам - не становится соучастниками правового беспредела и поручить Правительству и Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками при подготовке ко второму чтению учесть замечание Правового управления Госдумы и предусмотреть выделение социальной помощи не только на приобретение, но и на строительство жилья.

 
« Пред.   След. »

Рейтинги

Статистика