Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Доклад подкомитета по миграционной политике Печать
26.04.2008 г.
"О ходе выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев в соответствии с Федеральным законом "О вынужденных переселенцах"
и Федеральной целевой программой "Жилище"

Об актуальности проблемы
     Подкомитет по миграционной политике вынес на рассмотрение Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками вопрос о ходе выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев в связи с многочисленными обращениями субъектов Федерации и самих вынужденных переселенцев. Депутатам представлены обращения исполнительных и законодательных властей республик Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарии, Калининградской, Рязанской, Брянской, Костромской, Калужской и других областей, а также коллективные письма вынужденных переселенцев из Воронежской области, Великого Новгорода, Ставропольского края. Все они свидетельствуют о том, что проблема обустройства вынужденных переселенцев остается чрезвычайно актуальной для большинства регионов Российской Федерации, а меры принимаемые органами государственной власти и объемы финансирования для её решения явно недостаточны. На это честно и неоднократно обращала внимание депутатов Государственной Думы РФ Федеральная миграционная служба России. Её письма также представлены депутатам.
     Согласно данным ФМС России до сих пор не выполнены обязательства Российского государства в отношении почти 30 тысяч семей вынужденных переселенцев. Это более 90 тысяч человек, которые не имеют на территории России постоянного жилья и проживают в центрах временного размещения, общежитиях, а также в условиях поднайма или найма жилья у физических лиц, нанимателей или собственников жилья.
     Большинство субъектов Федерации
в своих письмах обращают внимание депутатов, что затягивание выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев отрицательно влияет на результаты выполнения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В 2007 году вместо планируемых 50 тысяч человек в Россию переселилось лишь несколько сотен участников данной программы. Это следовало ожидать, т.к. не выполнив обязательства перед "старыми" переселенцами Российскому государству трудно убедить "новых" переселенцев в серьёзности своих намерений. Таким образом, вопрос выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев - это вопрос не только политический и социально-экономический, но и духовный, т.к. его решение позволит укрепить не только Российское государство, но и духовное единство российского народа.
Суть проблемы
     В соответствии с частью четвертой статьи 5 Федерального закона "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять лет. За этот срок федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих в обустройстве срок действия этого статуса продлевается ежегодно. Для многих он растянут на три пятилетки. Сейчас получают жилищные сертификаты те, кто встал на очередь в 1997 году.
     В сводном списке вынужденных переселенцев, имеющих право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём, категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы состоит по данным ФМС России 28,6 тысячи семей. Наибольшее количество их находится в Южном федеральном округе - 9,4 тысячи семей. В Центральном и Приволжском федеральных округах - по 5,7 тысячи семей, в Сибирском округе - 3,9 тысячи семей, в Северо-Западном - 2,1 тысячи семей, в Уральском -1,6 тысячи и в Дальневосточном - 0,2 тысячи.
     Однако перспективы получения жилья у этих людей безрадостные. На 2008-2010 годы в рамках данной подпрограммы на эти цели предусмотрены ассигнования в объеме лишь 4 млрд. рублей, что позволит решить жилищную проблему не более 13 процентам семей, нуждающимся в государственной поддержке. А может быть и меньше с учётом высокой инфляции и резкого роста цен на жильё на рынке недвижимости. Например, на 2007 год планировали выдать вынужденным переселенцам 1237 государственных жилищных сертификатов, но в конце года по выше указанным причинам средств хватило только на 928. Сокращение составило почти 25 процентов. При таком финансировании и механизме решения проблемы во многих регионах, как например, в Брянской области, все вынужденные переселенцы будут обеспечены постоянным жильём лишь через 14 лет, т. е к 2022-му году. А если учесть, что в числе нуждающихся более 20 процентов это пенсионеры по возрасту, то они до этого счастливого дня могут не дожить. Это антигуманная политика.
     Нужно особо отметить, что Российское государство трижды меняло механизм решения данной проблемы по принципу от плохого к худшему. Эта тенденция реально видна на примере Рязанской области. Там с 1993 по 2001 год семьям вынужденных переселенцев предоставлялись беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья. В результате за 9 лет их смогли получит 1419 семей вынужденных переселенцев, т.е. по 158 семей в год. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования. Возвратные ссуды были заменены субсидиями из федерального бюджета. За пять лет их смогли получить всего 35 семей, т.е. по 7 семей в год. А с 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами. За три года их смогли получить всего 19 семей, т.е. по 6 семей в год. А в очереди стоит в Рязанской области 120 семей вынужденных переселенцев. При таких темпах данная очередь будет ликвидирована через 20 лет.
     Важно подчеркнуть, что с 2006 года ФМС России и её территориальные органы лишены полномочий по выдаче и реализации государственных сертификатов для вынужденных переселенцев. Государственным заказчиком данной подпрограммы в программе "Жилище" определено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой).
Характерно, что установленный Росстроем Порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия -Алания - 4,3 тысячи семей из 28,6. Это почти 15 процентов от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерации. Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с Порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году тоже один сертификат. Таким образом, обустроены две семьи. Это издевательство над здравым смыслом.
     В тоже время Росстрой справедливо отмечает, что эффективность реализации жилищных сертификатов сдерживается отсутствием утвержденных региональных программ строительства жилья социальной направленности, которое могло бы приобретаться соотечественниками, получающими государственную поддержку в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по ценам соответствующим размерам предоставления социальных выплат.
Пути решения проблемы
Необходимость совершенствования механизма решения данной проблемы подтверждается появлением 15 июля 2007 года Поручения Президента РФ № 1094, обязывающего Правительство РФ подготовить предложения о едином порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве граждан, утративших жильё в результате разрешения кризиса в Чеченской республике, Осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года, а также граждан - вынужденных переселенцев из республик бывшего Советского Союза.
     ФМС России подготовила такие предложения. Их рассмотрение в Правительстве РФ было намечено на 30 апреля т.г. Но в связи со сменой Президента и Правительства РФ это рассмотрение может быть отложено на неопределенное время. Поэтому подкомитет внес в проект решения пункт, предлагающий Правительству ускорить рассмотрение данного вопроса.
     Нашему Комитету целесообразно поддержать принципиальную позицию ФМС России о том, что проблему выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём вынужденных переселенцев необходимо решить в сроки действия Федеральной целевой программы "Жилище", т.е. до 2011 года. Для этого по расчётам ФМС России необходимо выделить дополнительно на финансирование подпрограммы обеспечения жильём вынужденных переселенцев ассигнования в размере 33 млрд. рублей. Подкомитет предлагает включить в решение Комитета соответствующее предложение Государственной Думе и Правительству РФ.
     В целях окончательного завершения в 2008 году обеспечения постоянным жильём вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате Осетино-ингушского конфликта, необходимо дополнительно выделить из федерального бюджета 909,2 млн. рублей. Тогда 2 тысячи семей, а это почти 7,5 тысяч человек, будут обеспечены постоянным жильём уже в этом году. Подкомитет предлагает поддержать позицию ФМС России и по этому вопросу.
     Для повышения эффективности использования средств подпрограммы обеспечения жильём вынужденных переселенцев целесообразно рекомендовать Правительству РФ вернуть Федеральной миграционной службе России полномочия по предоставлению и оплате государственных жилищных сертификатов вынужденным переселенцам с учётом реальных потребностей субъектов РФ.
     Подкомитет также обратил внимание, что при ограниченном финансировании подпрограммы удивительно резко сократилось число вынужденных переселенцев, имеющих право на получение государственной поддержки в обеспечении постоянным жильём. Если по состоянию на 1 января 2007 года в территориальных органах ФМС России в сводных списках вынужденных переселенцев состояло 34,2 тысячи семей, или 89,4 тысячи человек, то по состоянию на 1 января 2008 года их осталось 28,6 тысячи семей, или 72,8 тысячи человек. Как могли почти 17 тысяч человек потерять право на государственную поддержку, если в 2007 году для получения ими постоянного жилья было выделено менее одной тысячи государственных сертификатов. Как выяснилось, одной из причин такого сокращения очереди явилось проводимое в России изменение статуса общежитий. Многие вынужденные переселенцы, проживавшие ранее в общежитиях, потеряли право на получение господдержки для обеспечения постоянным жильем в связи с передачей общежитий на баланс органов местного самоуправления, которые заключили с ними договора социального найма жилья. А наличие такого договора по жилищному законодательству определяет, что данный человек жильём обеспечен. И поэтому он лишается права получить господдержку из федерального бюджета, как вынужденный переселенец. Выход из этой нестыковке жилищного и миграционного законодательства необходимо найти совместными усилиями депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов Федерации. Одним из путей может быть включение в региональные законодательства нормы, предусматривающей заключение с вынужденным переселенцем, проживающим в общежитии договора краткосрочного найма. Подкомитет внес в предложенный депутатам проект решения соответствующий пункт.
Прошу обсудить и поддержать наши предложения.

Председатель подкомитета по миграционной политике
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками В.С. Никитин

 
« Пред.   След. »