Русский лад

Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
О возможности изменения Конституции Российской Федерации Печать
Автор Г.Г. Савельев   
03.01.2008 г.
Оглавление
О возможности изменения Конституции Российской Федерации
Страница 2

    Анализируется положение главы 9 Конституции РФ о порядке её изменения.

    Глава 9 Конституции России декларирует порядок пересмотра основного закона государства и внесения конституционных поправок. При этом пункт 2 статьи 135 предусматривает, что для изменения Конституции созывается специальный орган Конституционное Собрание, деятельность которого регламентируется федеральным конституционным законом. Хотя с момента принятия Конституции РФ прошло более 12-ти лет, указанный закон «О Конституционном Собрании» не только не принят, но даже сама мысль о такой возможной перспективе со стороны власти не допускается.

    Отвергаются также предложения, связанные с возможностью в соответствии опять-таки с главой 9 внесения поправок в конституционные статьи глав с 3-ей по 8-ю. Как бывший, так и действующий ныне президент, неоднократно заявляли о том, что они категорически против внесения поправок в Конституцию РФ. Чтобы это мнение общественность России не пыталась оспаривать практически, в главе 9-й авторы конституционного проекта процедуру внесения поправок предусмотрительно прописали не полностью. Так, в статье 136 указано, что поправки «принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее «чем двух третей субъектов Российской Федерации». Последнее условие, касающееся «одобрения» поправок именно и не прописано в Конституции в виде конкретной процедуры, а значит требует также принятия конституционного закона, что в силу специфического характера Конституции практически невозможно в ближайшее обозримое время без инициативы президента. Подобная же инициатива, как отмечалось выше, не представляется вероятной.

    Между тем, считается вредным и опасным явлением «искусственное» продление срока действия Конституции. По мнению специалистов конституционного права такая недальновидная политика может проводиться, например, в угоду олигархическим группировкам или в интересах иностранных государств. Это увеличивает вероятность возникновения в обществе социальных конфликтов и может даже закончиться гражданской войной.

    Что же в Конституции РФ заставляет власть противиться возможному её обновлению? Очевидно, это такие нормы, которые, по мнению специалистов, и общественности, прежде всего не должны подлежать корректировке.

Рассмотрим некоторые из них. Следует обратить внимание на противоречия, содержащиеся в тексте Конституции РФ. С одной стороны, первый пункт статьи 15 основного закона страны гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу… Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». Но, с другой стороны, пункт 4 той же статьи 15 утверждает: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом (в том числе и конституцией?!), то применяются правила международного договора». То есть высшие институты государственной власти России (в т.ч. и не избираемые народом!) имеют право от имени народа заключать международные договоры, приоритет которых будет выше, чем приоритет всех законов страны, включая и принятый на всенародном референдуме высший закон страны – Конституцию! Может ли страна, в Конституции которой есть такой пункт считаться суверенной и независимой? Представим, например, ситуацию с невозможностью выполнить контракты по поставкам энергоносителей иностранным государствам, обеспечить работоспособность транспортных артерий через территорию России и т.д. Это может привести к введению в России международного внешнего управления. Для устранения этой опасной коллизии в Конституцию РФ необходимо было записать: «От лица Российской Федерации не могут заключаться международные договоры, которые противоречат Конституции или действующим законам».

    Аналитики отмечают нарушение принципов федеративности государства. Согласно, например, пункта 4 статьи 5 «все субъекты Российской Федерации между собой равноправны», а по пункту 2 статьи 6 «каждый гражданин Российской Федерации обладает» на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…» Однако, на практике граждане разных субъектов обладают неодинаковым объёмом прав, что вытекает из различного объективно – предрасположенного и законодательно – обречённого уровня жизни. Например, в Тюменской области один из двух округов даёт более 90% российского газа (Ямало-Ненецкий), а другой – 70% нефти (Ханты-Мансийский). Неравенство по уровню жизни, а значит и в реальных правах усугубляет ещё более известный закон № 122-ФЗ, связанный с отменой льгот и перекладыванием задач по их компенсации с федерального центра на субъекты с разными материально-финансовыми возможностями. Положению о равнозначности субъектов (п.4 ст.5) противоречит и положение о «вхождении» автономных округов в состав края или области (п.4 ст.66). Такого рода федерацию называют «асимметричной» характеризующей слабость демократических начал в государстве.


 
« Пред.   След. »

Рейтинги

Статистика