Русский лад

Русский Лад - Всероссийское Созидательное Движение
Правовые причины I русской революции как признаки современной России Печать
03.01.2008 г.
Оглавление
Правовые причины I русской революции как признаки современной России
Страница 2
     Французский мыслитель Ш. Монтескье в известном труде «О духе законов» отмечал, что «законы должны в такой мере приходиться к народу, у которого они действуют, что только в редких случаях их можно привить другому».1 Такое соответствие, по мысли Монтескье, возможно только в том случае, когда законы согласованы с физическими условиями страны, с ее климатом, с качеством почвы, с географическим положением государства, его величиною, образом жизни его граждан, степенью свободы, религией, численностью населения, правами и пр. познать такую взаимосвязь было равносильно, по мнению Монтескье, раскрытию «духа законов» народа. Ученый, работая над своим трудом еще во времена Екатерины II, обращал внимание на игнорирование указанных взаимосвязей деспотической тиранической властью царского самодержавия. Современник царицы. Которую нынешние идеологи характеризуют, как «просвещенную», А.И. Радищев указывал на рабское состояние народа, в чем видел причину народных восстаний и предупреждал правящие сословия о грозящем возмездии: «Смерть и пожигание» будут нам наградою за нашу суровость и бесчеловечие».
     Но и спустя век мало что изменилось в правовом положении народов России. Проводимые в этом направлении реформы были неполными, а главное не отражали ни духа народа, ни духа времени. К началу XX века в этом мнении были убеждены как представители науки, так и политическая общественность - от социал-демократической до либеральной. Историк и политик П. Милюков по этому поводу отмечает, что если бы была дана «маленькая конституция» в середине XIX века, то она могла бы удовлетворить недовольных режимом, но если такая же «конституция» будет «дарована» уже в начале XX века, то она логически приведет к «большой революции». Предотвратить ее может только широкая политическая реформа.3 Характерно, что слово «конституция» бралось в кавычки, поскольку оно было запрещено, и в русской легальной печати было возможным его употреблять только по отношению к западным странам.
     Незнание или игнорирование законов социальной эволюции приводило к тому, что «естественный ход вещей», говоря словами М. Ковалевского, историка того времени, заменяли неестественным, «порождавшим революцию».4
Что же есть революция? Вся история социальных протестов, в принципе, есть история борьбы за свои права, стремление людей к справедливости. Но революции среди них - социальный «продукт» уже сравнительно недавней истории». Известные движения социального протеста в России, связанные, например, с именами Степана Разина, Емельяна Пугачева стоили, как мы знаем, множества жертв, были нередко необоснованно жестокими, в то же время, они, как отмечал легальный марксист П. Струве, были бессильными и поэтому «разбивались о государственную мощь».
     Неэффективность таких форм «смуты» понималась в народе, поэтому позже появляются более сложные социальные явления, которые по мнению религиозного философа С.А. Аскольдова, имеют под собой уже определенную «идеологическую основу - это революции».
     «Переход государственной власти из рук одного класса в руки другого класса, - отмечал В.И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции.. .»
     Здесь Ленин говорит об основном признаке революции, а значит - об утверждающем факте ее как идеологическом явлении. Об общих причинах революции и ожидаемых последствиях следующим образом писал Н.А. Бердяев: «Всякая революция - есть реакция на реакцию, после которой наступает реакция на революцию».8 Последний вывод немарксиста Бердяева очень важен, поскольку он поясняет и причины революции и негативные, к сожалению, последствия, имеющие место после революции на фоне общих положительно решенных задач, объективным их характером, а не субъективными действиями лидеров революционной партии, как теперь это стремятся преподнести «придворные» аналитики.
     В революции исследователями признавалось движение вперед, хотя и не в лучшем варианте. М. Ковалевский пояснял это на примере Революции во Франции «Под непосредственным влиянием событий 1789 года зарождается современная демократия» - пишет он.
     Как сложное филологическое явление характеризовал революционный исход С.А. Аскольдов: «подобно как тяжелые болезни, зачастую преодолеваются и даже иногда ведут к тому или иному обновлению организма, так и революционные процессы сменяются возрождением жизни».

 
« Пред.   След. »

ВКонтакте Псковское городское отделение

ВКонтакте Псковское областное отделение

Рейтинги

Статистика